Аукцион ценностей "на что потратить жизнь". Игра «Аукцион ценностей Игра «Аукцион ценностей»

В сем известно, что психологу труднее всего работать с младшими подростками. Причины этого различны, хотя вполне понятны. Во-первых, кризис отделения от семьи заставляет подростков несколько отстраняться от любых взрослых. В особенности это характерно для ребят из семей с гиперопекающими родителями, которые всеми силами стремятся сохранить над ними свой контроль. Во-вторых, половое созревание, эмоциональная неуравновешенность делают подростков громкими, подвижными. Им трудно сидеть спокойно на занятиях с психологом, которые, как правило, проходят после уроков. А если они проводятся не с одним подростком, а с группой? А если в соседнем кабинете помещается учительская, кабинет завуча или что-то похожее и шум расценивается педагогами как некомпетентность психолога?

Но в наиболее трудной ситуации оказываются начинающие психологи. Ведь ребята не знают, чего от них можно ждать, не торопятся начать доверять, воспринимают психолога как еще одного учителя, которого надо проверить.

В этой ситуации может помочь такая форма работы, которая:

Будет безопасна для ребят, то есть знакома по предыдущему опыту;

Увлекательна, то есть содержит элементы соревновательности;

Не назидательна, то есть не содержит прямых воспитательных наставлений.

Всем этим требованиям удовлетворяет игра, основанная на принципе детских игр - «ходилок».

Для игры заранее готовится игровое поле и тексты заданий. На игровом поле изображаются: (в левом нижнем углу - старт, в правом верхнем углу - финиш). А между ними извивающейся линией расположены вразброс «кружки». На 12 кружках изображен «вопрос», на 4 кружках надпись «свобода», на 8 кружках - «мнение», на 8 кружках - «засыпка», на 4 кружках - «остановка» и еще на 8 кружках «ситуация». А также есть еще 3 лесенки, по ним можно либо подняться на несколько кружков, либо спуститься назад на несколько ходов.

Тексты заданий можно несколько занятий повторять, а можно менять. В приложении приводятся тексты заданий, которые мы давали в 6-м классе.

В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество - 15. Это обусловлено тем, что чем больше игроков в ней участвует, тем больше она занимает времени. При участии 10 человек игра растягивается на два урока. Перед игрой ведущий заготавливает нужное количество фишек, которыми будут пользоваться игроки. В начале игры фишки ставятся на старт, и задача участников, кидая по очереди кубик, дойти до финиша. Если участник попадает на кружочек с названием «свобода», то он может либо что-то нарисовать, либо станцевать, либо спеть, либо бросить еще раз кубик, либо сделать то, что он хочет. На то она и свобода.

Кидая кубик и передвигая фишки, участник выполняет «задания», отвечает на «вопрос-на-засыпку» и просто на «вопрос», высказывает свое «мнение» в ответ на написанное на карточке умозаключение, придумывает собственные действия в различных «ситуациях», на «остановке» размышляет на какую-то тему.

Игра рассчитана на подростков, но, придумав к ней новые вопросы и задания, ее можно модифицировать для различных задач и возрастов.

Эта игра ненавязчиво дает детям возможность рассказать о себе, причем, отвечая на вопросы, они имеют право сами регулировать степень личностно затрагиваемой информации, а также могут подумать о вещах, о которых раньше не задумывались.

Когда подростки составляют свое мнение по поводу некого утверждения, то они оценивают степень соответствия явления, о котором говорится в утверждении, с реальностью. Это заставляет их задуматься о каких-то жизненных законах, а также в игровой форме узнать о них, что позволит им в дальнейшем лучше ориентироваться в незнакомом взрослом пространстве.

В процессе игры между участниками создается более доверительная атмосфера, подростки учатся слушать друг друга, задумываться о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни. Также, отвечая на вопросы, подростки делятся своим мнением, как лучше поступить в той или иной ситуации или как добиться различных коммуникативных целей. Например: «Как не обидеть человека»? В процессе игры они открывают для себя много нового не только в себе, но и в окружающих, в законах окружающего мира. Это обуславливается еще и тем, что познание происходит в легкой, приятной игровой форме, редко встречающейся на психологических занятиях. Получая удовольствие от психологических познаний, подросток и дальше не перестанет интересоваться ими, так как они будут вызывать положительные ассоциации и чувство удовольствия от психологических занятий и размышлений.

ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ

Задания и вопросы из каждого блока ведущий может предлагать игрокам устно. Однако использовать их гораздо удобней, если они будут записаны на отдельных карточках, располагающихся напротив соответствующего кружка.

Вариант 1

МНЕНИЕ
Что здесь имеется в виду?
Верно суждение или неверно?
Каково твое мнение по данному поводу?

1. Для того чтобы что-то или кого-то изменить, нужно самому для этого что-то предпринять (самому что-то сделать или измениться).

2. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, нужно придумать несколько мини-целей, которые помогут добиться конечной цели.

3. Легче живется человеку, который обижается редко и очень отходчив, так как обида - изматывающее, неприятное чувство. В жизни не так уж много действительно основательных поводов для обиды, большинство поводов - для мелких обид, так что не стоит обижаться подолгу.

4. Человек должен постоянно внутренне развиваться. Только тогда он будет поистине счастливым.

5. Смерть встречается не только в конце жизни. Бывает еще символическая смерть, которая во благо. Она нужна для того, чтобы в человеке освободилось место для чего-то нового. Ведь чтобы вырос новый росток, что-то должно умереть, отмереть, для того чтобы удобрить почву, - что-то, что уже не нужно человеку.

6. Взрослость - не только способность себя обеспечивать, но и ответственность как за свои поступки, так и за свою жизнь.

7. Часто люди боятся менять что-то в своей жизни, опасаясь потерять то, что они уже имеют, даже если изменения сулят удачу, успех и приобретения.

8. Если человек соврет один раз, то на него уже будут смотреть с опаской. Если человек соврет во второй и третий раз, то к нему будут относиться с недоверием. Если это будет повторяться еще, то не будет ему веры. То же самое происходит и с другими поступками человека.

«ЗАСЫПКА»

Ответь на «вопрос-на-засыпку»

1. Как не обидеть человека?

2. Как обратить на себя внимание человека?

3. Как утешить человека?

4. Как завоевать доверие человека?

5. Как найти контакт с человеком?

6. Как обрадовать человека?

7. Как подобрать человеку такой подарок, чтобы он ему понравился?

8. Как узнать, что человек чувствует или думает?

ЗАДАНИЕ

1. Покажи,

какой ты, когда тебя никто не видит;

какой ты в окружении близких;

какой ты, когда тебя видят посторонние;

какой ты, когда тебя видят все?

2.

Каким бы ты хотел быть в будущем?

3. Нарисуй свое прошлое.

4. Нарисуй свое настоящее.

5. Нарисуй свое будущее.

6. Расскажи о какой-то своей проделке, шалости.

7. Покажи, изобрази телом, жестами, мимикой каждому или почти каждому, что ты о нем думаешь?

8. Подумай, на кого из твоего класса ты меньше всего похож, и расскажи, чем вы похожи.

ВОПРОС

1. Каким бы ты хотел быть в своем прошлом?

2. Что для тебя важно в жизни?

3. Твое самое раннее воспоминание?

4. Каким бы ты хотел видеть свое будущее?

5. Хотел бы ты изменить свое прошлое и как?

6. Есть ли у тебя какие-нибудь принципы в жизни? Какие?

7. Как ты думаешь, что тебе надо сделать, чтобы осуществить свои мечты о будущем?

8. Как ты думаешь, изменилось ли в тебе что-нибудь за последние два года? (Взросление, характер, поведение.)

9. Расскажи, о чем ты мечтаешь?

10. Расскажи о пяти своих достоинствах.

11. Что тебе нравится в людях, а что нет?

12. Что бы ты хотел изменить в других? И что бы ты мог сделать для этого?

ОСТАНОВКА

Нужно остановиться и про себя подумать, а возможно, и сказать!

1. Подумай про себя, кого ты за последнюю неделю незаслуженно обидел?

2. Кому бы тебе хотелось сделать приятное и почему?

3. Каким ты можешь быть, чтобы людям вокруг тебя было приятно и комфортно?

4. Что в тебе есть хорошего, что ты редко используешь?

СИТУАЦИЯ

Как бы ты себя повел в данной ситуации, что бы почувствовал, что бы сказал?

1. Твой друг (подруга) тебе говорит, что твоя девушка (парень) предложила (предложил) пойти на дискотеку, так как ты не захотел(а) идти…

2. Классный руководитель уговорил тебя выступить на школьном концерте. Ты выходишь на сцену и…

3. Вы со своим другом (подругой) сильно поссорились. Ты на него (нее) сердишься, но тем не менее скучаешь по общению с ним (ней)…

4. Ты хочешь пойти на вечеринку к друзьям, но ты там почти никого не знаешь….

5. Ты нечаянно разбил(а) горшок с цветком в классе….

6. Подходит к тебе на улице парень (девушка) и говорит, что хочет с тобой познакомиться….

7. Все лето ты провел(а) не в Москве и не виделся со своими друзьями. Вы созваниваетесь, договариваетесь погулять, встречаетесь, общаетесь. Вдруг кто-то предлагает закурить, и тут выясняется, что за лето все ребята из твоей компании начали курить…

8. Ты не сделал(а) домашнее задание и не подготовился(лась) к урокам. А тебя как назло вызвали к доске…

Вариант 2

ЗАДАНИЕ

1. Если бы ты вел дневник, то что бы ты написал за прошлую неделю?

2. Изобрази телом, жестами, мимикой, чего ты ждешь от окружающих?

3. Нарисуй свой охранный амулет силы и расскажи о нем.

4. Расскажи чуть-чуть о каждом из присутствующих, что тебе в них нравится.

5. Изобрази телом, жестами, мимикой:

как ты умеешь любить своих близких,

как ты умеешь любить своих друзей;

как ты умеешь любить посторонних

тебе людей.

6. Нарисуй маску, которую ты чаще всего «надеваешь» при общении с людьми

7. Изобрази телом, жестами, мимикой:

как ты даешь понять человеку, что он тебе не нравится;

как ты даешь понять человеку, что ты ему не веришь;

как ты даешь понять человеку, что ты на него обиделся;

как ты даешь понять человеку, что у тебя плохое настроение.

8. Сделай без слов (жестами) всем или почти всем по подарку.

ВОПРОС

1. Что является смыслом твоей жизни?

2. Нужно ли тебе в жизни понимание себя и других? Почему?

3. Были ли у тебя такие случаи в жизни, когда тебя бы не поняли? Какие?

4. Были ли у тебя такие случаи в жизни, когда ты сделал кому-нибудь добро и тебе это вернулось? Какие?

5. Какова цель твоей жизни?

6. Какой у тебя образ идеального друга?

7. Какой у тебя образ идеального молодого человека (девушки)?

8. Зачем ты живешь?

9. Какой у тебя образ идеального родителя?

10. Какие усилия ты готов(а) затрачивать для достижения своих целей?

11. Как ты оцениваешь свою настоящую жизнь?

12. Насколько легко тебе дается спрогнозировать свою жизнь? Приведи пример.

СИТУАЦИЯ

1. Человек тебе что-то говорит, но ты заведомо знаешь, что человек лжет. Как ты поступишь в данной ситуации?

2. Ты сделал что-то такое, за что самому стыдно. Как ты поступишь в данной ситуации?

3. Ты в новой компании, и тебе дают понять, что ты новенький и отношение к тебе соответствующее. Как ты поступишь в данной ситуации?

4. У тебя есть молодой человек (девушка), но недавно ты где-то познакомился с другим молодым человеком (девушкой), который тебе очень понравился. Тебе сказали друзья, что ты ему(ей) тоже очень понравилась(ся). Как ты поступишь в данной ситуации?

5. Твоему другу назначили встречу («забили стрелку»). Ты знаешь, что вы будете в меньшинстве, а позвать на помощь, кроме вашего одного друга, вам некого. Как ты поступишь в данной ситуации?

6. Ты хочешь что-то скрыть от родителей или боишься в чем-то признаться. Как ты поступишь в данной ситуации?

7. Родители считают, что на улице поздно гулять опасно, а тем более - ходить по злачным местам. А ты как раз хотел пойти туда с друзьями. Как ты поступишь в данной ситуации?

8. Ты считаешь, что твои родители в чем-то не правы или делают что-то не так. Как ты поступишь в данной ситуации?

«ЗАСЫПКА»

1. Что нужно делать, чтобы к тебе хорошо относились окружающие?

2. Как понравиться человеку?

3. Что нужно делать, чтобы родители поняли, что ты уже самостоятельный?

4. Как себя вести на первом свидании?

5. Что нужно делать, для того чтобы добиться успеха в жизни?

6. Как выстроить хорошие отношения с родителями?

7. Как выстроить хорошие отношения со своим парнем / своей девушкой?

8. Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (Если не нужно много друзей, то вариант 2: как сделать так, чтобы у тебя были верные и преданные друзья?)

ОСТАНОВКА

1. Есть ли у тебя в жизни события, которые бы повторялись несколько раз?

2. Подумай и назови пять своих достоинств и пять своих недостатков?

3. Подумай, что тебе нужно для счастья и как этого добиться?

4. Подумай, для чего ты живешь?

МНЕНИЕ

1. Нам нравится общаться с теми людьми, которые нас понимают. Чтобы понять человека (причины его поступков и слов, его дальнейшие действия), нужно представить себя на его месте.

2. Если человек злой и делает кому-то плохо, то это значит, что он глубоко несчастный человек. Иначе бы он не делал другим зло. «Я презираю себя, наверное, поэтому я презираю других» (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени).

3. Для того чтобы любить других, понимать других, нужно вначале понять и полюбить себя.

4. Женщина - это хранительница очага, помощник, шея и глаза мужа. Она должна быть любящей, ласковой, мудрой, понимающей, хитрой и внутренне сильной. Она ответственна за то, чтобы дома всем было хорошо, безопасно и тепло, чтобы ее семье хотелось возвращаться домой, чтобы дом был крепостью ее семьи.

5. Мужчина - защитник, глава дома. Он должен быть сильным как внутри, так и снаружи, прагматичным, умным, заботливым, добрым, надежным, уметь принимать важные решения. Он ответственен за то, чтобы с его семей ничего плохого не случилось, чтобы все были выслушаны, поняты и обласканы.

6. Если ты хочешь, чтобы тебя уважали другие и прислушивались к твоим словам, нужно в первую очередь самому уважать себя, а во вторую - уважать других и слушать, что они говорят.

7. Если человек делает кому-нибудь зло, то рано или поздно, так или иначе оно к нему вернется. И уже ему самому будет так же плохо, как тому человеку, которому он сделал что-то плохое, или даже хуже!

8. Человек должен принимать на себя ответственность за себя. Он должен знать, что удачи или неудачи, успех или неуспех в большинстве случаев зависят только от него!

«Мой жизненный путь» (25 мин).

Участникам предлагается нарисовать свою «карту жизни», на которой изображаются основные, запоминающиеся события своей жизни. В начале карты ставится дата рождения, все остальное может изображаться символами или подписываться.

По окончании рисования (примерно 15 мин) участники выбирают партнеров, садятся по парам и рассказывают друг другу о своих жизненных событиях.

«Уровень счастья» (5 мин).

Членам группы предлагается определить по 100-балльной шкале уровень счастья в своей жизни в целом. Это нужно сказать вслух для всей группы и отметить в своей карте. По ходу игры возможны вопросы друг к другу. Говорить - чередуясь: первый говорит о положительных качествах, второй - об отрицательных, третий — снова о положительных и т. д.

«Мама и ребенок» (10 мин).

Ведущий поясняет роль телесных прикосновений в общении между людьми. Затем участники разбиваются по парам, в которых исполняют роль матери и ребенка. «Мама» должна выразить свои чувства по отношению к «ребенку», прикасаясь к частям его тела (от головы до ног) и сопровождая свои действия ласковыми словами. Через три минуты участники меняются ролями.

Обсуждение: Кем вам больше нравилось быть - ребенком или матерью? Почему?

«Мы похожи?..» (25 мин).

Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

Ты похож на меня тем, что...

Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: В парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты - на тему «Чем мы отличаемся». По окончании игры проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

«Истории на тему "Радости жизни"» (60-90 мин).

Этот блок упражнений выдвигает на передний план радости жизни. Участников побуждают к размышлениям о том, что приносит или могло бы приносить им радость в жизни. Одновременно необходимо учить их вместе работать в группе, чувствовать друг друга и достигать результата в совместной групповой деятельности.

Группа делится на малые группы по 2-3 человека. Соответственно количеству малых групп раскладываются картинки (они должны затрагивать как можно больше сфер жизни, таких как любовь, дружба, сексуальность, свободное время, работа, семья). Участники группы начинают писать историю по своей картинке, на это у них есть примерно 5 минут. После этого каждая группа перемещается к следующей картинке и продолжает историю, начатую предыдущей группой. Это продолжается до тех пор, пока первая группа не вернется к своей первой картинке (не более 5 переходов). После этого истории зачитываются и обсуждаются в большой группе.

«Предложения, начинающиеся со слов «Что было бы, если...» (90 мин).

Этот метод можно также использовать для того, чтобы побудить подростков к обсуждению своих чувств. Участников следует поощрять к рефлексии собственного поведения, вызываемого определенными эмоциональными состояниями, а также к поиску возможных альтернатив поведения.

Листы с представленным на них началом предложений раскладываются на столе или на полу. Каждый участник выбирает для себя тему и делает по ней коллаж. Можно образовать также небольшие группы, которые будут вместе работать над одной темой. Готовые коллажи представляются всем и служат основой для беседы.

Вариант проведения: другая возможность работать с предложениями: предложить участникам написать историю по данной теме или показать пантомиму. Иной, более простой, вариант- выдать каждому по неоконченному предложению и услышать продолжение.

Предложение «Что было бы, если...».

Возможное начало предложений:

Если я в ярости, то...

Если я печален, то...

Если я боюсь, то...

Если у меня нет желания что-либо делать, то...

Если я кого-то не выношу, то...

Если я горжусь собой, то...

Если я хочу с кем-то познакомиться, то...

Если я с чем-то хорошо справился, то...

Если я что-то преодолел, то...

Если со мной случится такое несчастье, что больше не смогу жить так, как сейчас...

Если я пойму, что в школе я больше не успеваю и, собственно, мне следовало бы уйти из нее...

Если я когда-нибудь серьезно заболею...

Если вдруг разочаруюсь...

Если я потерю свою лучшую подругу / своего лучшего друга...

Если я в отчаянии...

Если я в стрессовом состоянии...

Если я чувствую себя исключенным из группы...

Если я одинок...

Если я завидую...

Если мне скучно...

Если я не уверен в себе...

Если я ревную...

Если мной кто-то восхищается...

«Королевство» (60 мин).

Участникам предлагается представить себя жителями королевства. Как во всяком королевстве, здесь есть король, королева, их придворные и подданные.

Затем производится распределение ролей: на роль короля выбирается тот, кто сам захочет им быть. Король выбирает себе королеву. После этого король и королева выбирают себе по двое придворных или подданных, называя при этом их функции при дворе.

Те, в свою очередь, также выбирают себе помощников, уже по одному, и так до тех пор, пока все члены группы не получают свои роли в королевстве. По ходу распределения ролей производятся и пространственные перемещения участников. Для короля и королевы сооружается трон, остальные придворные размещаются возле трона рядом с теми, кто их выбрал.

На следующем этапе начинается сама игра, где все ее участники по очереди, начиная с короля и далее по степени подчиненности, производят по одному изменению в королевстве с тем, чтобы жизнь в нем была лучше. (Вариант: король и королева через 2-3 хода других участников имеют право сделать дополнительные изменения.)

Игра может проводиться в один или несколько кругов. В паузах обсуждается вопрос - что происходит в нашем королевстве?

Обсуждение (примерные темы): «Я понял, что сегодня / сейчас...»; «Меня удивило...»; «Я почувствовал...»; «Думаю, что...»; «Сегодня меня раздражало...»; «Мне очень понравилось / не понравилось...».

«Метафоры» (20 мин).

Один выходит за дверь, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся должен угадать, кто загадан. Для этого он должен задать 5 вопросов-метафор. Например, если это бы это было растение (цветок, блюдо, цвет и т. п.), то какое бы оно было.

Игра повторяется поочередно со всеми участниками.

«Прощальный ритуал» (10 мин).

Ведущий. То, что сегодня произошло в группе, нам нужно сохранить: сохранить это доверие, искренность, те чувства, которые мы сегодня испытывали. Поэтому не нужно все это обсуждать с другими людьми вне круга. То, что вы хотите сказать, то, что, может, еще не было сказано сегодня, вы можете сказать на следующих наших встречах. И это поможет нам сохранить энергию группы, настроение нашей жизни на этих занятиях. Момент прощания - это всегда волнующий момент и поэтому мы всегда будем прощаться особым образом, в виде своеобразного ритуала.

Все становятся в круг, и каждый по очереди прощается каким-нибудь жестом с остальными. Все повторяют, стараясь полностью передать настроение жеста.

Вариант: участникам предлагается самим выбрать ритуал прощания.

3. Чемодан лидера.

Среди умений организаторской техники важное место занимают мимика, жесты, техника речи. Разработанный нами комплекс поможет освоить эти умения.

Упражнение 1 . Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды: шепотом; с максимальной громкостью; как будто вы замерзли; как будто во рту горячая каша.

Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как будто читает: инопланетянин; человек, только что научившийся говорить; робот; пятилетний ребенок; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.

Упражнение 3 . Не сходя со стула, посидите так, как сидит: председатель Государственной Думы; пчела на цветке; кассир на рабочем месте; наказанный Буратино; невеста на свадьбе; Гамлет; преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте.

Упражнение 4. Изобразите следующее: как ходит младенец; лев; артист балета; французский король; индейский вождь.

Упражнение 5 . Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец; собака своему хозяину; кот на солнышке; влюбленный юноша своей девушке; волк зайцу.

Упражнение 6 . Нахмурьтесь, как: король Лир; ребенок, у которого отняли игрушку; Наполеон; человек, желающий скрыть улыбку; рассерженный попугай.

Зачем эти упражнения? Чтобы «побыть всевозможным», потренировать, урегулировать свое внутреннее состояние, научиться управлять им. Внимание и воображение помогут создать внутренние «копилки» интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необходимых лидеру в процессе его воздействия на людей.

Упражнения 7 и 8. Мы предлагаем два специальных упражнения, которые помогут лидерам исправить некоторые физические недостатки, создающие определенные помехи в работе. Например, у ребят маленького роста бывают мелкие, невыразительные движения, а у высоких - наоборот, размашистые, неуклюжие.

Для лидеров с мелкими движениями. Индивидуальный тренинг заключается в том, что человек в домашней обстановке, выполняя какие-либо физические действия, играет в игру. Например: вся мебель в доме свинцовая, т. е. очень тяжелая. «Тяжесть» требует укрупненных движений, более масштабных, более значительных.

Для лидеров с размашистыми движениями. Аналогичное упражнение с той только разницей, что вся мебель, все предметы в доме стеклянные. Стекло требует более аккуратного, деликатного обращения.

Одним из необходимых умений лидера является его умение понять психологическое состояние партнера, «высокая чувствительность», умение понять мотивы поступков. Предлагаемые ниже упражнения способствуют развитию наблюдательности и внимания - важных качеств личности лидера.

Упражнение 9. Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу или членов вашей организации (объединения)? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем при встрече проверьте.

Упражнение 10 . «Как свои пять пальцев» - мы говорим так о том, что нам хорошо знакомо. Однако рассмотрите внимательно свои пять пальцев. Хорошо ли они вам знакомы? Взгляните на свои ладони. Закройте глаза, представьте их, затем опишите.

Упражнение 11. Индивидуальный тренинг, развивающий зрительную память и навыки наблюдательности. Проходя по улице, упражняйтесь в мгновенном «фотографировании» людей, попадающихся навстречу, домов, витрин магазинов и т. д. Глаз должен моментально запечатлевать изображение во всех подробностях. Глаза это умеют, просто вы раньше так не делали, а потому не приучили свои глаза. Чтобы запоминать и осознавать запечатлеваемые изображения, нужно тщательно тренироваться. Порядок примерно такой же, как в фотографии: снимаем — посмотрели; проявляем - запоминаем; печатаем - вспоминаем; рассматриваем отпечатки.

Упражнение 12 . Наблюдательность, зрительная память, оперативность. За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются с буквы С: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Упражнение 13. На что похоже? (Упражнение Леонардо да Винчи). Рассматривая пятна туши и чернил на бумаге, трещинки на стене или камне, можно увидеть похожесть изображений на разные битвы, животных, одежды, выражения лиц, бесконечное множество вещей. Всмотревшись в тени на потолке, складки на занавеси, вы увидите разные картины. Это упражнение развивает фантазию, воображение, образное мышление, зрительную память.

Упражнение 14 . Что нового? Каждый день, входя в класс или штаб-квартиру своей организации, отыскивайте, какие произошли здесь изменения, что нового в одежде товарищей и т. д. И так каждый день!

Упражнение 15. Биография по взглядам. Присматривайтесь к глазам людей. Обратите внимание, какое большое количество «способов смотреть», если можно так выразиться. Занимаясь классификацией взглядов, думайте каждый раз: почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой иначе. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с другими людьми. Умение быстро осуществлять такого рода анализ необходимо лидеру.

Упражнение 15. Живые вещи. В предыдущих упражнениях на развитие фантазии предлагалось определить, на что похоже пятно, тень, трещина... Овладев внутренним видением, предлагается пофантазировать о том, что будет, если стул оживет. Что бы он сделал? Сколько ему лет? Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает? Упражнение развивает умение связывать наблюдения с фантазией.

Эффективность любого дела во многом зависит от того, насколько умело строит лидер свое общение с товарищами, владеет ли он навыками построения индивидуальной беседы.

Упражнение 17 . Моделирование беседы, «зондирование души объекта». (К. С. Станиславский.) В одной из сказок Дж. Родари рассказывается о трех типах людей: стеклянные разбивались от неосторожного прикосновения, деревянные были глухи даже к сильным воздействиям, соломенные загорались даже при слабых волнениях.

Ситуация. Ты хочешь, чтобы твой знакомый отказался от просмотра интересного фильма или посещения дискотеки (на что он уже настроен) и помог тебе подготовить дело для всех членов организации. Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Упражнение 18. Создание психологической совместимости на начальном этапе беседы.

Ситуация: Тебе надо выяснить мнение товарища по важному для тебя, но неприятному для него вопросу. Представь эту ситуацию. Учти, что в диалоге каждый из партнеров может занимать одну из 4 ролевых позиций.

Первую назовем «позицией неучастия». Вас не заметили и не услышали. Точнее притворились, что не замечают и не слышат.

Вторая позиция - «пристройка сверху» - это позиция независимая, неподчиняемая и даже наоборот - подчиняющая, берущая ответственность на себя.

Третья позиция - «пристройка снизу» - позиция зависимая, подчиняемая.

Четвертая позиция - «пристройка рядом» - выражает умение и желание считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и другим человеком.

Позиция одного человека в диалоге очень информативна для другого, и от нее во многом зависит характер протекания диалога и его результаты. Позиции людей в диалоге далеко не всегда согласованы.

Задание. Проиграй варианты беседы, используя 4 ролевые позиции. Выработай рекомендации к поведению в каждой ситуации.

Упражнение 19. Организация непосредственной беседы.

В зависимости от обстоятельств человек может находиться в одной из «весовых категорий» (имеется в виду состояние души):

. «легкий вес» - легкость души, все хочется делать, все получается;

. «спина английской королевы» - сама фигура человека означает, что сейчас он внесет истину во все вопросы;

. «все с неохотой» - именно этим заниматься не хочется, мысли заняты другим;

. «тяжелый вес» - все очень надоело, что-то сильно болит, нет никаких сил заниматься чем-либо.

Предложи 4 ситуации, в которых будет целесообразным одно из предложенных состояний. Проиграй и проанализируй.

Упражнение 20. Управление инициативой. Представь, что ты ведешь с кем-то разговор. Его инициатор - твой собеседник. Ты пока пассивный участник разговора - поддакиваешь, подаешь реплики и т. д. Постарайся перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. И, наоборот, постарайся заставить своего партнера (собеседника) стать лидером контакта. Подумай, как это сделать. Примени метод в реальной ситуации.

Упражнение 21. Управление беседой.

Ситуация. Встреча знакомых. Задание: свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например: «А давай поговорим о...», «А я хочу сказать о...». Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

Упражнение 22 . Анализ индивидуальной беседы. Проанализируй одну из индивидуальных бесед. Схема анализа: цель беседы, структура, результат, позиции, состояние партнеров. Твой вариант беседы.

Материалы:

Лист с написанными ценностями;

Маркер красного цвета.

Правила аукциона:

1. У каждого участника есть 1000 условных единиц.

2. Начальная цена каждой ценности – 50 условных единиц.

3. Повышать цену можно на сумму условных единиц, кратную 20 (20, 40, 60 и т. д.). Нельзя повышать собственную названную цену.

4. Объединять условные единицы участникам нельзя.

5. Торги начинаются после оглашения ведущим какой-либо ценности.

6. Ценность считается купленной, если предложенную за нее цену ведущий назвал три раза под счет и произносит слово «Продано» (например: 300 – раз, 300 – два, 300 – три, продано!) или если за нее предложено 1000 условных единиц.

7. Рядом с ценностью ведущий записывает цену, за которую она продана, и имя ее покупателя.

Вопросы для обсуждения упражнения:

Почему именно эти ценности набрали наибольшее число единиц?

Все ли довольны тем, что купили? Хотелось ли купить что-то другое?

Если бы такой аукцион проходил в реальной жизни, изменился бы выбор его участников?

Какие проблемы человека и общества связаны с предложенными ценностями? Способна ли молодежь решить эти проблемы, повлиять на их решение?

Список ценностей:

Свобода.

Финансовая независимость.

Возможность написать книгу, которая повлияла бы на поколения.

Мир во всем мире.

Здоровый ребенок.

Идеальная семья.

Дом вашей мечты.

Идеальное здоровье до 95 лет.

Головокружительная карьера.

Благополучие родителей.

Идеальная любовь.

Поселить всех бездомных.

Накормить всех голодных.

Стать президентом России.

Стать президентом США.

Слетать в космос.

Получить «Оскара».

Мир без наркотиков.

Бессмертие.

Идеальный друг.

Возможность путешествовать во времени.

Способность летать.

Изменить внешность.

Сменить пол.

Второй этап игры

Перед началом второго этапа игры ведущий зачитывает участникам дополнительные правила выполнения упражнений:

1. Участник группы, нарушивший запрет говорить вслух при выполнении задания, попадает в «плен» к ведущему.

2. При нарушении участником запрета говорить вслух, ведущий приостанавливает выполнение группой упражнения. Группе при этом дается 2 минуты, чтобы принять одно из следующих решений:

Выполнять данное и последующие упражнения без «пленного» участника;

Заменить «пленного» участника другим (при этом к последнему автоматически применяются условия первого варианта решения);

Вернуть «пленного» участника, заменив его на дополнительный штраф во времени – 2 минуты;

Вернуть «пленного» участника при условии, что после выполнения данного упражнения группа пройдет дополнительное упражнение;

Вернуть «пленного» участника при условии, что после выполнения данного упражнения он пройдет дополнительное испытание.

3. По истечении этого времени группа объявляет ведущему принятое ею решение.

4. По команде ведущего группа продолжает выполнять приостановленное упражнение.

Примечания для ведущего:

Если группа выбирает первый или второй вариант решения, ведущий отводит «пленного» участника в сторону, где последний остается до окончания игры, не вступая в процесс выполнения группой упражнений;

Если группа выбирает третий вариант решения, ведущий вычитает из времени на выполнение задания 2 минуты дополнительно к штрафу во времени, предусмотренному правилами данного упражнения;

Если группа выбирает четвертый вариант решения, то после выполнения данного упражнения ведущий зачитывает группе задание и правила следующего упражнения игры (при этом участникам оно объявляется как дополнительное);

если группа выбирает пятый вариант решения, то после выполнения данного упражнения ведущий дает «пленному» ранее участнику несложное задание (присесть 10 раз, обойти 10 раз вокруг стула и т. п.).

Упражнение «Веревка»

Место проведения и исходное положение участников. Участники стоят в кругу, держась за руки. На плечо одному из них ведущий вешает смотанную кольцом веревку.

Задание: необходимо, чтобы веревка «обошла» весь круг, при этом:

Задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 1 минута;

Участникам нельзя расцеплять руки;

При падении или разматывании веревки упражнение выполняется сначала;

На выполнение задания у группы есть 10 минут.

Примечание для ведущего. Вариант выполнения задания, при котором участники сами обойдут круг, не передавая веревки друг другу, считается правильным. Участники должны догадаться об этом возможном варианте самостоятельно

Упражнение «Слово»

Материалы: полные спичечные коробки по числу участников (вместо спичек можно использовать булавки или скрепки).

Место проведения и исходное положение участников. Стулья по числу участников стоят кругом. Участники находятся внутри этого круга, каждый лицом к одному стулу. На каждом стуле лежит открытый полный спичечный коробок.

Задание: из спичек составить столько слов, сколько в ней участников, использовав при этом как можно большее количество спичек.

1. Задание выполняется в течение 50 раундов. Время каждого раунда – 20 секунд. Перерыв между раундами – 10 секунд. Во время перерыва каждый участник переходит по часовой стрелке к следующему стулу.

Команды о начале и окончании каждого раунда подает ведущий.

2. Задание выполняется молча. За произнесенное слово как во время раундов, так и во время перерывов – штраф во времени 1 минута.

3. Во время каждого раунда участник может взять из коробка и использовать для составления только одну спичку, при этом нельзя менять положение уже использованных спичек.

4. На выполнение задания у группы есть 20 минут.

Деловая игра «Мои жизненные ценности»

Цели:

  • способствовать осознанию подростками собственных жизненных ценностей и их влияния на жизнь;
  • способствовать осознанию важности определения основополагающих жизненных ценностей для выбора стратегии поведения.

Оборудование:

  • по 10 жетонов для каждого участника;
  • карточки с названиями ценностей;
  • карточка «ранжирование понятий» для каждого учащегося;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация «Жизненные ценности».

Ход мероприятия

Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря

(итальянский философ О. Винсент Думинуко)».

Перед началом каждому игроку выдаётся 10 жетонов,

Классный руководитель: Сегодня мы проведем игру, которая называется «Мои жизненные ценности». Она поможет каждому ответить на вопросы: Что для вас представляет ценность? Как дорого вы за это можете заплатить, чтобы сбылась ваша мечта?

Перед началом игры каждый из вас получил по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их! За время игры вы должны постараться достойно прожить свою жизнь.

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая пара окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор. В процессе игры помощники обменивают жетоны тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.

Хорошая просторная квартира либо дом.

(1 жетон)

Новый спортивный автомобиль

(1 жетон)

Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга

(2 жетона)

Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем)

(2 жетона)

Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет

(1 жетон)

Один настоящий друг

(2 жетона)

Хорошее образование

(2 жетона)

Предприятие, приносящее большую прибыль

(2 жетона)

Здоровая семья

(2 жетона)

Всемирная слава

(3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона, которые вручаются после окончания этого этапа игры.

Изменить свою внешность или любую черту своего характера

(1 жетон)

Быть всю жизнь довольным собой

(2 жетона)

Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения

(2 жетона)

Постоянное уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените

(2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон дополнительно, если у вас они еще остались.

Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

Чистая совесть

(2 жетона)

Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали

(2 жетона)

Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите

(2 жетона)

Возможность заново пережить (повторить) любое событие вашей жизни только одно!

(2 жетона)

Семь дополнительных лет жизни

(3 жетона)

Безболезненная смерть, когда придет время

(2 жетона)

На этом торги заканчиваются

Работа в группах

Учащимся предлагается обсудить свои покупки и постараться ответить на вопросы:

  1. Какой покупкой вы более всего довольны?
  2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
  3. Каких покупок больше в вашей группе?
  4. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

В группах, как правило, преобладают общечеловеческие ценности здоровье близких, дружба, любовь. Можно обсудить с учащимися, случаен ли такой выбор?

По поводу изменений в правилах, возникает желание заранее знать список продаваемых ценностей, но учащиеся сами приходят к выводу, что это было бы не интересно.

Классный руководитель: Желание знать заранее список продаваемых ценностей действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

Индивидуальная работа учащихся

Учащимся предлагается проранжировать понятия по степени личной значимости

Друзья

Профессия

Слава

Семья

Богатство

Здоровье

Общение

Родина

Деньги

Квартира

Любовь

Талант

Способности

Классный руководитель: Сравните свои «покупки» с тем, что для вас значимо. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: «Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно». Другой, возможно, с сожалением осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: «Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее». И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор, и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

Закончить игру хочется стихотворением (песней А. Дольского)

ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ

Мне звезда упала на ладошку.

Я ее спросил - Откуда ты?

Дайте мне передохнуть немножко,

я с такой летела высоты.

словно колокольчик прозвенел:

Не смотрите, что невелика я...

Может быть великим мой удел*.

Вам необходимо только вспомнить,

что для Вас важней всего на свете.

Я могу желание исполнить,

путь неблизкий завершая этим**.

Знаю я, что мне необходимо,

мне не нужно долго вспоминать.

Я хочу любить и быть любимым,

и хочу, чтоб не болела мать,

чтоб на нашей горестной планете

только звезды падали с небес,

были все доверчивы, как дети,

и любили дождь, цветы и лес,

чтоб траву, как встарь, косой косили,

каждый день летали до Луны,

чтобы женщин на руках носили,

не было болезней и войны,

чтобы дружба не была обузой,

чтобы верность в тягость не была,

чтобы старость не тяжелым грузом

мудростью бы на сердце легла.

Чтобы у костра пропахнув дымом

эту песню тихо напевать...

А еще хочу я быть любимым

и хочу, чтоб не болела мать.

Говорил я долго, но напрасно.

Долго, слишком долго говорил...

Не ответив мне, звезда погасла,

было у нее немного сил.


Бороться с такой тактикой не стоит, если нет ограничений по времени. Достаточно лишь контролировать ситуацию и не давать взамен больше, чем того стоят «ломтики» другой стороны.

8. А что скажут люди? Бытует мнение, что по-настоящему предприимчивые люди могут сохранять невозмутимое своекорыстное отношение к делу в любой ситуации. Однако к сердцу каждого человека имеется ключик - нужно лишь подобрать подходящую тактику воздействия.

Мнение общественности можно привлечь на свою сторону и подчеркнуть «правильность» своей позиции, а можно повернуть против другой стороны.

9. Привлечение негативного момента. Как раз сейчас вы не можете выполнить одно из условий в силу того, что другая сторона делает Х (или не делает X).

Если есть условие, которое другую сторону задевает больше всего, то именно его нужно использовать.

Использование негативного момента может иметь и более широкую интерпретацию, когда вам известно о наличии проблем в стане противника. Эти проблемы надо использовать в тактических шагах с выгодой для себя.

10. От простого - к сложному. Для повышения цены следует раскрывать как можно больше составляющих частей товара или своих предложений и за каждую назначать отдельную цену.

11. Мягко стелет... Чем более неуступчивым приходится быть контрагенту , тем более мягко, вежливо и, казалось бы, нерешительно он это делает. Требует от представителя большой силы воли и запаса речевых формул и аргументов: «Нам так жаль, что мы вынуждены...», «Без вас мы не сможем, конечно же, ничего, но...».


Цель этой тактики - смягчить эффект от горькой пилюли, которую приходится преподносить

Лучшее противоядие - тактика зеркальной игры.

12. Зеркальная игра. Если вам предлагают что-то по завышенной цене - всегда можно сделать встречное: «Возьмите у меня за ту же цену!». Эта тактика весьма эффективна тогда, когда нужно противостоять напору другой стороны и дать понять истинный смысл требований.

Если представитель способен разыгрывать «зеркальные» акты на психологическом уровне, незаметно поражая жестам, интонациям, ходу мыслей - он может легко направлять переговоры в нужное ему направление.

13. Датский аукцион. Эта тактика предполагает осторожное увеличение полезности предложений в зависимости от поведения контрагента.

При каждом положительном знаке от представителя другой стороны, к уже выдвинутым условиям добавляется еще одно.

Другими словами, ваши предложения и требования растут вслед за позитивным продвижением дела.

Самое главное при такой тактике - задать верный интервал продвижения требований и всяческих подчеркивать их незначительность.

14. Завуалированная угроза. Нагнетайте эмоции, чтобы вывести контрагента из равновесия и спровоцировать его на необдуманные шаги.

15. Больше четкости! Организация переговоров таким образом, чтобы контрагент был вынужден давать односложные простые ответы «Да» или «Нет» на каждый ваш ход.

Тогда его можно загнать в угол построением аргументативных приемов. Если представитель другой стороны употребляет слишком пространные высказывания и в его словах часто встречаются: «возможно и наверно», то нужно перейти к четким вопросам.

16. Вдовы и сироты. Монотонно выклянчивать уступки у другой стороны - большое искусство, которое требует недюжинных актерских способностей.

17. Черный день или войдите в наше положение. Привлечение красочных описаний всех бед и временных негативных обстоятельств, которые именно сегодня обрушились, и только поэтому следует взывать к уступкам и пониманию.

Тактика похожая на предыдущую, однако, здесь главное - найти ту беду, которая дойдет до «сердца» представителей другой стороны.

18. Положительный прогноз. Тактика публичного объявления о положительном исходе переговоров еще до того, как они закончились.

19. «Да, но...» Тактика увязывания множества деталей и обстоятельств в один узел, развязать который можно только уступками.

Бесполезно приводить доводы, на которые можно ответить: «Это ваши проблемы».

20. «Сделать по-знакомству». Для любого реалистичного делового человека совершенно очевидно, что личные интересы превыше всего. Тем не менее многие полагают, что могут рассчитывать на уступки, снисхождение или помощь в том случае, если они будут иметь рекомендации, личные заверения в дружеском расположении.

Тренинг «Аукцион ценностей»

Цель: работа с ценностными ориентациями, влияние на процесс становления ценностных ориентаций.

Правила проведения игры: Сюжет игры «Аукцион ценностей» соответствует названию: объявляется аукцион, на котором распродаются жизненные ценности. Задача участника – приобрести как можно больше ценностей, имеющих для него наибольшее значение.

На доске написаны ценности, представленные на аукционе. Например:


1. Вечная жизнь

2. Способность летать

3. Возможность путешествовать во времени

4. Дом вашей мечты

5. Здоровые дети

6. Мир на всей Земле

7. Работа вашей мечты

8. Дать дом всем бездомным

10. Стать президентом России

11. Стать президентом США

12. Изобрести универсальное лекарство от всех болезней

13. Здоровые родители

14. Возможность написать книгу, которая изменит мир

15. Настоящая любовь

16. Идеальная семья

17. Возможность полететь в космос

18. Автомобиль вашей мечты

19. Получить Нобелевскую премию

20. Получить блестящее образование

Затем начинается процесс аукциона. Ведущий объявляет игровой «лот»: наименование и стоимость ценности. Право на «покупку» получает участник, назвавший наибольшую цену «лота». В том случае, если игрок отказался от приобретения заявленной ценности или набранных им очков недостаточно, «лот» снова выставляется на продажу. Аукцион прекращается, когда все ценности были «проданы».

Когда ценность была продана, рядом записывается продажная стоимость ценности и имя участника, купившего её.

Когда ценности распроданы, проводится рефлексия:

Было ли ощущение, что вы присутствуете на настоящем аукционе? В чем это выражалось?

У кого остались деньги? Почему?

Кто потратил все деньги?

Кто не потратил ни копейки? Почему?

Была ли среди лотов ценность, про которую вы сразу подумали «эта ценность - для меня»? Приобрели ли вы её в итоге? Почему?

За какие ценности были предложены максимальные суммы? С чем это связано?

Затем ведущий предлагает разделить ценности на две условные группы – «ценность для себя» и «ценность для других». К примеру – «способность летать – для себя», «дать дом бездомным – для других».

За какую группу были предложены наибольшие суммы? Почему? Какой можно сделать вывод?

Какой можно сделать вывод?

Тренинг «Цепочка аргументов»

В ходе тренинга участники отрабатывают навыки:

· Доказательства и опровержения исходного тезиса;

· Лаконичная презентация тезиса;

· Отслеживание хода дискуссии.

Проведение тренинга:

Ведущий должен предложить группе несколько спорных утверждений, подразумевающих большое количество широко трактуемых доводов. Этот список может быть дополнен идеями участников тренинга.

Группа: группа должна включать нечетное количество участников, если количество участников четно, то ведущий сам принимает участие в тренинге.

Размещение участников. Все участники располагаются по кругу, так чтобы они все без труда видели друг друга, место ведущего не важно.

Основная фаза тренинга состоит из коротких (до одной минуты) речей участников, право произнесения речей передается по очереди, задача ведущего – следить за соблюдением регламента.


Ход тренинга: Ведущий объясняет группе правила первой части тренинга.

Ведущий предлагает выбрать утверждение для игры. Первый игрок приводит 1 довод в защиту утверждения. Второй опровергает довод 1. Третий восстанавливает довод 1.

«Цепочка» считается полной, если каждый выступал по два раза, т. е. был на стороне утверждения и опровержения. На этом заканчивается первая часть тренинга.

Следует короткое обсуждение итогов.

Вторая часть тренинга. Ведущий объясняет правила с дополнениями. Теперь ведущий может произвольно прервать цепочку и просит очередного участника восстановить цепочку в прямом и обратном порядке.

Методика проведения «Веревочного курса»

Веревочный курс представляет собой серию тренинговых упражнений. Это программа самообучения группы, в которой ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. Здесь нет места соревновательности. Важен успех и полученный опыт.

Цель: сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаимного доверия и поддержки в коллективе .

Место проведения: спортплощадка, спортзал, игровая площадка.

Инвентарь: деревья, веревки, футбольный, баскетбольный и волейбольный мячи, турник, шесты и т. п.

Обязательное требование : обеспечение для его участников безопасности.

Ведущий в начале каждого упражнения зачитывает группе его задание и правила. При возникновении у участников вопросов, задание и правила повторно зачитываются без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом; во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа всего должна добиться сама на собственном опыте; во время прохождения группой «ВК» поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и организует ее силами самих участников.

Упражнения низкого веревочного курса (упражнения на земле (полу), не требующие специальных спортивных навыков и специального снаряжения):

1. «Бревно» («Обрыв»)

Исходные условия: вся группа встает в шеренгу на бревно, скамейку или поребрик (шириной 20 сантиметров и длиной 7-8 метров).

Задание: участникам группы поменяться местами так, чтобы первый с одного конца шеренги стад первым с начала другого, второй с конца стал вторым с начала и т. д.

При касании земли любым участником упражнение выполняется всей группой с начала.

2. «Откос»

Исходные условия: участники встают в колонну вплотную друг за другом. Ведущий с помощью одной веревки затягивает петли на правой ноге каждого участника (на уровне щиколотки).

Задание: не распутывая петель, пройти 100 метров.

3. «Квадрат»

Исходные условия: на земле начерчен квадрат со стороной 1 метр (размер уменьшается под небольшое количество участников).

Задание: уместиться всей группой внутри квадрата, не заступая за его стороны. Продержаться в таком положении не менее 10 секунд.

4. «Электроцепь»

Исходные условия: участники садятся в круг на землю (пол), касаясь сидящих рядом ступнями и держась за руки.

Задание: всем участникам одновременно (синхронно) встать, не расцепляя рук и не меняя положения ступней.

При расцеплении рук или несинхронном подъеме всех участников упражнение выполняется всей группой с начала.

5. «Пенальти»

Исходные условия: на расстоянии 10 метров перед футбольными воротами шириной 3 метра установлен футбольный мяч.

Задание: группе забить ногой мяч в ворота 15 раз подряд с расстояния 10 метров.

6. «Погрузчик»

Исходные условия: группа находится на площадке с контрольными пунктами с расстоянием 5 метров.

Задание: с помощью небольших палок все участники поднимают теннисный мячик (если участников больше 5, то можно взять футбольный мяч) и переносят его из пункта А в пункт Б.

7. «Лабиринт»

Исходные условия: на земле (полу) выложен лабиринт, размер и сложность в зависимости от группы.

Задание: провести человека с завязанными глазами из пункта А в пункт Б по лабиринту, при этом человек в лабиринте не может говорить, остальные члены команды проводят его по лабиринту, произнося в выбранном ими порядке только 1 слово.

8. «Ковер самолет»
Исходные условия: участники встают на коврик (материал с жестким основанием).
Задание: перевернуть ковер на тыльную сторону всей командой не сходя с него.
9. «Электрическая стена»
Исходные условия: команде дается препятствие в виде небольшой стены.

Задание: Перебраться из пункта А в пункт Б через стену.

10. «Горизонтальная паутина»

Исходные условия: над землей натянута «паутина».

Задание: Перебраться из пункта А в пункт Б не касаясь нитей паутины всей командой сразу.

Упражнение Джеффа

Участвуя в упражнении, ребята учатся свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение. Упражнение помогает лучше понять мир, свой коллектив. Ребята учатся уважать мнение других. Упражнение проводятся в два этапа: первый - ответы на вопросы, второй - анализ происходящего.

Подготовка : Готовятся три плаката с надписями: «ДА», «МОЖЕТ БЫТЬ» («???», «СОМНЕВАЮСЬ»), «НЕТ». Крайние плакаты вывешиваются по двум концам зала, а средний - в центре. Ведущий располагается в середине зала на возвышении, чтобы было лучше слышно задаваемые вопросы. После заданного опроса все участники в течение 15 секунд переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы ответить, почему он встал именно под этот плакат. Желающий поднимает руку, формулирует свою точку зрения и находит аргументы в её пользу. После этого «сомневающиеся» определяют, кто был убедительнее, и по желанию переходит в его группу. На этом этапе возможен переход из одной группы в другую.

Запрет : участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.

Вопросы 1 варианта:

1. Хотел бы ты изменить свой возраст?

2. Считаете ли вы, что мужчина и женщина в нашей стране имеют равные права?

3. Верите ли вы в бога?

4. Верите ли вы в жизнь после смерти?

5. Хотел бы ты поменять свой пол?

6. Смог бы ты дружить и любить человека другой национальности и расы?

7. Обманываете ли вы своих родителей?

8. Верите ли вы в любовь с первого взгляда?

9. Считаете ли вы, что наше общество теряет моральные устои?

10. Считаете ли вы, что мужской пол - сильный пол?

11. Считаете ли вы, что ваша семья важнее ваших друзей?

12. Смогли бы вы прожить в одиночестве?

13. Интересуют ли вас политические события в стране?

14. Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?

15. Для меня качество важнее, чем количество.

16. Все ли можно купить за деньги?

17. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?

18. Как вы считаете, есть ли у вас комплексы?

19. Считаете ли вы, что в большинстве случаев вы правы?

20. Согласны ли вы с пословицей: "Один в поле не воин"?

21. Я считаю, что недостатки людей так же естественны, как дождь, и потому отношусь к ним терпимо.

22. Никогда не скучаю, даже если пребываю в одиночестве.

23. Знаете ли вы себя полностью?

24. Я знаю, для чего я живу.

Вопросы 2 варианта:

1. Лидер – это не тот, кто впереди на лихом коне, это тот, кто направит каждого в нужную сторону и сумет вовремя остановиться сам. (Сергей Лукьяненко. Чистовик)

2. Разделяй и властвуй – здравый девиз. Объединяй и лидируй – лучше. (Иоганн Вольфганг фон Гете)

3. Ответственность - это то, чего больше всего боятся люди. Тем не менее, это именно то, что помогает нам расти в этом мире. (Фрэнк Крэйн)

4. Звезды притягивают звезд, к неудачникам тянутся только неудачники. (Нордстрем и Йонас Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк»)

5. Каждый из нас имеет право на свои 15 минут лидерства. (Энди Уорхолл)

6. Каждый человек есть художник своей собственной жизни, черпающий силу и вдохновение в себе самом. ()

7. Если ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем, учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит вы лидер. (Джонс Адамс)

После того, как вопросы закончатся, предложите всем сесть. Ведущий задает вопросы, которые позволят проанализировать происходящее.

Вопросы к анализу:

1. Понравилось или нет, если да, то почему? Было ли интересно?

2. Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?

3. Были ли вопросы, на которые хотелось бы ответить искренне? Много ли их было?

4. Что чувствовали стоящие по одному, по трое - почти против всех остальных?

5. Были ли вопросы, на которые вы отвечали задумавшись?

6. Что чувствовали к тем, кто давал ответы, противоположные вашему?

7. Смущали какие-нибудь вопросы?

8. Были ли вопросы, над которыми тебе хотелось бы подумать или поговорить подольше?

9. Менялось ли ваше мнение по каким-либо вопросам, когда вы слышали противоположное мнение?

10. Открыли ли вы что-нибудь новое для себя и в себе?

Деловая игра «Необитаемый остров»

Ведущий. Представьте себе, что вся наша группа оказалась на большом океанском корабле, совершающем рейс через Атлантику. Путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну. К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, но волею судьбы половина членов нашей группы оказалась в одной, а половина – в другой шлюпке.

Поделить группу можно разными способами. Например, так. Ведущий быстро командует:

«Встаньте те, кто сразу начнет спасательные работы!». Первые двое, кто вскочил со своего места, объявляются руководителями спасательных работ. Каждому из них предлагается выбрать одного участника, которого он возьмет в свою шлюпку. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. (Эта процедура имеет социометрический характер.) «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому ведущий должен обратить ситуацию в позитивную, например, предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его шлюпке. После этого участник сам выбирает для себя команду. Участники обеих команд образуют два отдельных круга.

Ведущий. Штормовые волны разметали шлюпки и унесли их в разные стороны от места кораблекрушения. Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на обеих шлюпках увидели на горизонте землю. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а острова, и, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Обе шлюпки разлетелись в щепки от удара о каменные рифы, но до берега уже можно было добраться вплавь. Через некоторое время и та и другая команда ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами.

Участники начинают обсуждать ситуацию. Ведущему следует обратить внимание на то, как организуется дискуссия, кто ею руководит, слушают ли люди друг друга. Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения. На этом этапе, как правило, сообщения не отличаются разнообразием: острова покрыты тропическими лесами, климат мягкий, опасных хищников нет, зато имеются козы, есть вода и полно фруктов. «Робинзоны» активно изучают свои острова и старательно подают сигналы спасателям.

Ведущий. Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными. Однако день проходит за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет . И вы начинаете догадываться, что острова оказались удаленными от оживленных морских и воздушных путей и, может статься, спасатели уже прекратили поиски пассажиров корабля, посчитав их погибшими. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем вы предполагали. Надо как-то обустраиваться. Итак, что же вы предпринимаете? Обсуждение!

После сообщений каждой группы о своем житье-бытье на острове ведущий может задать следующие вопросы: Как вы строите отношения друг с другом? Есть ли у вас вожак , лидер? Кто он? Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни? Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает? И т. д.

Фактически участники групп начинают проектировать новое устройство мира, создавать его по тем законам, которые они считают правильными и необходимыми.

Ведущий. Итак, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло два года... И однажды волны прибоя вынесли на берег остов небольшой яхты, Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Однако в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты – топоры, пилы, гвозди и прочее, а кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку . Последняя находка, разумеется, породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю на всякий случай, что координат своего острова вы не знаете.

Участники дружно сочиняют письма, часто проявляя изобретательность в способах описания местоположения своего острова и с юмором рассказывая о своей жизни. Письма зачитываются вслух.

Ведущий. Письмо отправлено. Но ведь теперь у вас появились плотницкие инструменты. Что вы с ними будете делать? Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?

Посовещавшись, команды, как правило, решают строить плот и на нем попытаться добраться до материка. С этого момента сценарии событий на двух островах могут существенно различаться. Например, часть какой-то команды может решиться отправиться в рискованное плавание на плоту, а часть может воспротивиться этой идее. Ведущий предлагает участникам каким-то образом решить эту проблему. Если «мореплаватели» все-таки настаивают и готовы уйти от основной массы, ведущий просит их отсесть в стороне от круга («вы в пути»). В другой команде, возможно, такого раскола не происходит, и они едины в своем решении – плыть или не плыть.

Если на островах кто-то остался, ведущий дает новую вводную: Через некоторое время очень далеко на горизонте вы увидели силуэт большого корабля. Но он прошел мимо и люди с него не заметили подаваемых вами отчаянных сигналов. Через сутки к берегу прибило маленький одноместный катер. Он был абсолютно новенький, с полным баком бензина. По-видимому, его случайно обронили с борта проходившего ранее корабля, а может быть, его смыло волной. Так или иначе, у вас появился еще один шанс. Воспользуетесь ли вы им и как?

Это один из самых интересных моментов в игре. Участники быстро приходят к мысли, что отправиться на поиски земли на маленьком одноместном катере – занятие очень рискованное. Ведь если бензин закончится раньше, чем встретится земля, храбрец-одиночка вынужден будет дрейфовать по бескрайнему океану, пока не умрет от голода и жажды. Кто решится на это?

С этого момента практически всегда возникает необходимость разных инструкций для жителей каждого из островов. Опытный ведущий может придумать собственные ходы. Несколько возможных вариантов (при любом из них участники обязательно должны принять какое-то определенное решение).

1) Если кто-то уплыл на плоту.

Вы не успели удалиться от острова на слишком большое расстояние, как увидели движущееся прямо к вам судно. Ваши крики были услышаны, и не прошло и нескольких минут, как вы уже были подняты на борт. Радость переполняла вас, вы рассказывали капитану о годах, проведенных на острове, просили его изменить маршрут, чтобы забрать с острова ваших товарищей. Капитан согласился. Однако радость ваша оказалась, увы, преждевременной: это было судно современных пиратов-работорговцев. Наивно указав путь к острову, вы превратили в пленников и ваших друзей. Между тем, как это бывает свойственно жестоким людям, капитан пиратов вдруг проявил сентиментальность. Приняв во внимание пережитые вами злоключения, он решил сделать благородный жест и оставить вас на острове, но не всех: двоих – по вашему выбору – он заберет с собой, чтобы продать наркодельцам для работы на маковых плантациях. Он дал вам время до утра, а утром эти двое должны явиться к нему на корабль. Решайте, как быть в такой ситуации!

2) Если все остались на острове.

Однажды утром вы увидели входящее в бухту острова судно. Вы не поверили своим глазам: наконец-то сбылась ваша мечта о встрече с людьми. Вы бросились к берегу навстречу отошедшей от корабля шлюпке. Как только шлюпка причалила, вы бросились к морякам и стали рассказывать о своей судьбе...

Снова возникает ситуация драматического выбора. Иногда появляются добровольцы, готовые пожертвовать собой для спасения остальных – часто это связано с их уверенностью, что они смогут бежать из плена. Бывает, что участники решают сдаться пиратам вместе. Возможен и вариант, когда участники приходят к мысли вступить с пиратами в бой. Ведущий, разумеется, не вмешивается и не комментирует происходящее, однако ему придется придумывать дальнейшие сюжетные ходы в задаваемой логике.

1) Если все участники группы становятся пленниками пиратов.

Капитан запер вас в трюме, и судно отправилось в море. Не прошло и двух суток, как по суете и крикам наверху вы поняли: что-то произошло. Загремели выстрелы. Пиратское судно догоняли полицейские катера. Не зная о том, что у пиратов есть пленники, полицейские открыли огонь из пушек и пулеметов. В трюме вспыхнул пожар, но, на ваше счастье, в результате попадания снаряда образовалась пробоина в потолке. Через узкое отверстие можно по очереди вылезти на палубу. Но огонь полыхает вовсю. Нельзя сказать, все ли успеют выбраться из горящего помещения. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?

2) В случае, если находятся двое, которых отдают пиратам, или если участники решают вступить с пиратами в схватку (вариант – спрятаться в укромном уголке острова), то основные события разворачиваются на острове.

Вы укрылись от врагов в пещере. Но вот незадача: именно в этот момент внезапно проснулся давно спавший вулкан. Начавшееся извержение сопровождалось мощными подземными толчками, от которых стали рушиться своды пещеры. Камнями почти завалило вход – осталось только совсем небольшое отверстие, в которое едва можно протиснуться. В любую минуту потолок пещеры обвалится и все могут погибнуть. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?

Совершенно очевидно сходство возникающих ситуаций, которые задают пространство для выбора – социометрического и морального. То, как поведут себя участники группы, во многом отразит систему отношений, возникших между ними, и ясно высветит многие жизненные ценности и ориентации людей. По окончании игры следует особенно подробно обсудить чувства и мысли ребят именно в этот момент, все высказанные предложения и те критерии, на которые они опирались при выборе своего поведения.

Эта ситуация является кульминационной. После нее надо переходить к последнему этапу игры, которую необходимо завершить обязательно мажорно.

Ведущий. Вам всем удалось выбраться на палубу (из пещеры). И вы сразу увидели приближающихся к вам вооруженных людей. Но пугаться уже не стоит: это полицейские из специального отдела по борьбе с наркомафией и российские моряки. Над вашими головами ревел двигателями вертолет. Эти люди появились не случайно: в открытом море они встретили плот, на котором плыли ваши друзья (одноместный катер, на котором отправился за помощью N.), и узнали о постигших вас злоключениях. Через несколько дней вы были уже дома.

Ведущему важно не забыть всех персонажей и «вернуть» их домой тем или иным образом.

После поздравлений в связи с окончанием приключений следует перейти к обсуждению игры.

Довольны ли вы пережитыми приключениями? Какие эпизоды игры оказались для вас наиболее интересными? В каких ситуациях вам было особенно трудно принять решение? Удовлетворяли ли вас решения, к которым приходила группа? Почему вы решились (не решились) отправиться в плавание на плоту (на одноместном катере)? Почему это рискнул сделать N? Что вы чувствовали, когда оказались в ситуации выбора, кем пожертвовать пиратам? Легко ли вы согласились с местом, которое вам отвели в очереди к спасению во время пожара (землетрясения)? Проявляли ли вы сами активность во время жизни на острове и других событий или предпочитали следовать за появившимися лидерами? Кто был лидером? Почему? Было ли ему дано это право группой, или он сам взял инициативу в свои руки? И т. д.

Манипулятивная игра «Шахматы»

Игра предназначена для овладения участниками навыками ассертивного поведения, а также для того, чтобы участники могли себя почувствовал в роли манипуляторов. Под ассертивностью здесь понимается способность уйти из-под давления со стороны окружающих, уверенное и спонтанное (рождающееся изнутри) поведение.

Требуется весьма просторное помещение.

Ход игры:

Предварительно на полу заготавливается большая "шахматная доска". Из такого расчета, чтобы в одном квадратике мог свободно поместиться один участник тренинга, на полу чертятся мелом квадратики или же раскладываются квадратные плиточки (из ватмана, линолеума или другого материала). Для красоты можно клеточки разделить на «черные» и «белые». Если тренеру покажется возможным, то количество клеточек на шахматном поле можно сократить (7х7 или 6х6). Также надо отметить координатную сетку как на обычной шахматной доске: a, b, c... 1, 2, 3...

На всеобщее обозрение психолог вывешивает два плаката «ТВОИ обязанности» и «МОИ права».

«ТВОИ обязанности»:

1. Ты не должен бесцеремонно и независимо от других оценивать себя и свои поступки.

2. У тебя очень много обязательств по отношению к окружающим людям, коллективу.

4. Для тебя самое простое - пожертвовать собственным достоинством и приспособиться.

5. Ты не должен менять свою точку зрения, иначе ты просто некомпетентен.

6. Тебе не положено ошибаться, а если ошибешься, то должен чувствовать себя виноватым.

7. Желательно, чтобы ты смог ответить на любой вопрос.

8. Ты должен стремиться к тому, чтобы все люди тебя любили.

9. Каждое твое решение должно быть рациональным, обоснованным.

10. Ты должен быть чутким и осведомленным, а не безжалостным и безразличным невеждой.

11. Если ты хочешь быть компетентным, то должен искать во всем возможную выгоду.

12. Ты должен быть настоящим мужчиной (настоящей женщиной, настоящим менеджером, настоящим героем).

«МОИ права»:

1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции самостоятельно.

2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение.

3. Я имею право выбрать степень своей ответственности за решение проблем других людей.

4. Я имею право выбрать сам, что для меня самое простое.

5. Я имею право изменить своё мнение.

6. Я имею право ошибаться.

7. Я имею право сказать: «я не знаю»; я имею право не быть ходячей энциклопедией.

8. Я имею право не быть долларом, которого все любят.

9. Я имею право принимать нелогичные решения, основанные на интуиции.

10. Я имею право сказать: «я тебя не понимаю».

11. Я имею право сказать: «меня это не интересует».

12. Я имею право какое-то время не быть настоящим мужчиной (женщиной, менеджером, героем).

Если есть необходимость, ведущий разъясняет основную идею манипуляций - внушить тебе, что ты что-то должен. Объясняет, что самое разумное «противоядие» - сразу же, твердо разъяснить собеседнику свои права, то есть немедленно выбить почву из-под такого рода манипуляций.

Перед началом игры тренеру для повышения мотивированности участников можно отметить, что «Можно сто лет говорить на русском языке , а не научиться правильно говорить; можно прочесть все книги по высшей математике, но не научиться решать элементарные задачи». Стоит попросить участников хотя бы раз попробовать применить каждую «обязанность» и каждое «право», то есть пробовать себя и в роли манипулятора, и в роли ассертивного человека.

Сама игра начинается с того, что участники придумывают себе «имена», которые записывают на двух листах бумаги, которые крепятся на груди и спине: «белая ладья», «черный слон», «зеленый ферзь» и т. д. Имена повторяться могут.

Участники занимают свои места на «шахматной доске», как кто захочет.

Далее тренер достает перекидной блокнот, с которым обходит по очереди участников (важно, чтобы они уже стояли на доске). Каждый участник записывает в блокнот одно свое желание, касающееся конечной диспозиции на доске. Примеры желаний: чтобы «белая ладья» стояла на e2, чтобы обе «черные пешки» были в углах доски, чтобы «зеленый король» стоял рядом с «коричневым ферзем» и т. д. Желания должны касаться диспозиции других игроков и они должны касаться именно конечной диспозиции, а не процесса игры; нельзя чтобы были желания вроде «чтобы я всю игру простоял на одной клетке». При этом каждый следующий участник читает желание предыдущего, перелистывает страницу и пишет свое желание. Первый участник читает желание последнего.

После этого начинается собственно «игра в шахматы». Она заключается в том, что участники по порядку передвигаются на свободные клеточки доски, как им заблагорассудится. У каждого участника есть не больше минуты для принятия решения. На протяжении этой минуты он может (а на самом деле, исходя из задач игры, должен) консультироваться с другими участниками. Процесс взаимных консультаций может носить произвольный характер (конечно, игроки должны оставаться на своих клеточках). Каждый игрок обязан сделать ход, то есть нельзя оставаться на одном месте.

Вполне может случиться так, что у игроков не возникнет конфликта интересов в процессе игры. Поэтому лучше не делать «доску» слишком большой; можно ограничивать желания.

Тренинговые упражнения

Знакомство

Что возьмем с собой в поход. Игра для знакомства. Первый человек называет свое имя и предмет, который он возьмет с собой в поход, начинающийся на ту же букву, что и имя играющего. Второй – повторяет имя первого, называет, что первый возьмет в поход, и называет свое имя и свой предмет и т. д., пока все не назовут свои имена и предметы. А дальше можно провести игру в обратном порядке (предметы не должны повторяться).