Подвижные игры их роль. Подвижная игра: её определение и специфика

Подвижные игры как форма активного обучения в физической культуре

Игра - очень эмоциональная деятельность и весьма полезно ее использование в воспитании молодежи. Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные игры.

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движения в содержании игры (бега, прыжков, метаний, передачи и ловли мяча, сопротивлений). Эти двигательные действия мотивированы ее сюжетом (темой, идеей). Они направлены на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

Подвижные игры содействуют умственному развитию занимающихся. Совершенствуют в них внутреннюю речь и логику, умение распознавать намерения соперников, умение взаимодействовать с партнерами, в постоянно меняющейся обстановке правильно и быстро реагировать на сложившуюся ситуацию наиболее эффективным действием.

С помощью игр повышаются функциональные возможности организма, развиваются физические качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость.

Игры оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему занимающихся, способствуют формированию динамических стереотипов, это облегчает выполнение движений, делает их более экономичными.

Возможность играть на открытом воздухе, без специальной подготовки, изменяя правила по желанию, позволяет регулировать нагрузку в соответствии с уровнем своей подготовленности.

Особое педагогическое значение имеют коллективные (групповые) подвижные игры. Всем коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент, а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели. Характерна для коллективных игр все время меняющаяся ситуация в игре, требующая от играющих быстроты реакции. Поэтому в процессе игры все время меняются взаимоотношения: каждый стремится создать для себя и для своего коллектива выгодное, по сравнению с «противником» положение. По подвижным играм проводятся соревнования. Их можно проводить по отдельным играм, задания в которых должны соответствовать физическим возможностям учащихся примерно одного возраста, однородных классов. Но педагогически ценнее проводить соревнования по комплексу подвижных игр, в которые включаются различные игры, способствующие воспитанию различных физических качеств и навыков. Подвижные игры являются не только средством, но и методом физического воспитания. Понятие игрового метода в воспитании отражает методические особенности игры, т.е. отличие в методическом отношении от других методов воспитания (элемент соревнований, сюжетность, образность, разнообразные способы достижения цели, относительная самостоятельность действия).

Игровой метод используется главным образом для комплексного совершенствования движений в усложненных вариативных условиях. Подвижные

игры в качестве средства физического воспитания и игрового метода способствуют воспитанию и совершенствованию физических качеств. Кроме того, в подвижных играх совершенствуются и закрепляются естественные движения и отдельно навыки и умения, приобретенные на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, лыжами, конькобежным и другим видами спорта.

Игра является одним из наиболее эффективных средств профессионально¬прикладной физической подготовки, так как, разносторонне воздействуя на человека, способствуют развитию тех качеств, которые крайне необходимы будущему специалисту в его трудовой деятельности (внимание, эмоциональная устойчивость, выносливость и др.).

Педагогическое значение подвижных игр и их характеристика

Практика воспитания подрастающего поколения в нашей стране свидетельствует о том, что игра является одним из важных средств формирования высоких нравственных и физических качеств.

Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность суставов.

Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что положительно отражается на всем организме. Под влиянием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все стороны обмена веществ (углеродный, белковый, жировой и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции.

Такое благотворное гигиеническое и оздоровительное влияние могут иметь подвижные игры только при правильной постановке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся.

Необходимо учитывать, что подвижные игры ограничивают возможность точного дозирования нагрузки, так как нельзя заранее предусмотреть действия каждого ученика. Постоянно меняющиеся ситуации в игре, высокая эмоциональность взаимодействия не позволяют программировать содержание упражнений у отдельных участников и точно регулировать нагрузку по величине и направленности. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы физические упражнения были оптимальными. При систематических занятиях играми можно применять интенсивные нагрузки, чтобы организм постепенно к ним приспосабливался. Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается оптимальными нагрузками, а также организацией игры, которая вызывала бы у учащихся положительные эмоции. Плохая организация игры, ведущая к отрицательным эмоциям, нарушает нормальный ход нервных процессов, появляются стрессы, что вредит здоровью. Правила в подвижных играх способствуют упорядочению взаимодействий участников, устраняют излишнее возбуждение. Четкое объективное судейство, согласно правилам игры, вызывает у игроков положительные эмоции. Подвижные игры при регулярном их применении помогают выработке динамических стереотипов, что облегчает выполнение движений.

У студентов (17-21 год) продолжается рост и развитие организма. Процесс окостенения скелета, развитие мышечной силы еще не заканчиваются. Вес юношей главным образом увеличивается за счет увеличения мышечной массы и роста костей. У девушек мышечная система, особенно мускулатура плечевого пояса,развивается медленнее, чем у юношей. Вес тела у девушек растет за счет увеличения туловища, объема таза и жировых отложений. Завершается формирование суставов, и они становятся менее податливыми морфологическим изменениям. В этот период заканчивается половое созревание у юношей. Значительно возрастает способность к абстрактному мышлению, анализу явлений, сознательному отношению к своим поступкам и действиям товарищей. Совершеннее становятся тормозные функции, у учащихся развиваются воля, выдержка.

У юношей и девушек стабилизируется интерес к тому или другому виду спорта. Игры с сильным напряжением длительно проводить нельзя, так как они приведут к перетренировке и перенапряжению. Но для совершенствования двигательных навыков необходимо многократное повторение активных действий в игре. У девушек скорость, сила, выносливость в играх меньше, чем у юношей. Поэтому подвижные игры проводятся с ними раздельно. Основное место в этот период занимают спортивные игры, а подвижные игры являются вспомогательным средством, позволяющим совершенствовать и закреплять отдельные действия, тактику поведения для различных видов спорта.

Подвижные игры со спортивными элементами могут быть также использованы в качестве разминки, как активный отдых на занятиях тем или другим видом спорта.

Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр

При организации и проведении подвижных игр необходимо учитывать направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных результатов. Руководящая и направляющая роль при проведении игр должна принадлежать преподавателю. Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры во многом зависит от него.

Преподаватель должен быть организатором игры и воспитателем в процессе ее проведения. Используя игру, он преследует цели:

1. Укрепить здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию.

2. Содействовать овладению необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

3. Воспитать у занимающихся необходимые морально-волевые качества.

4. Прививать студентам организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Преподавателю необходимо определить основные воспитательно¬образовательные задачи, которые он намечает при проведении той или иной игры (например, совершенствование навыков бросания и ловли мяча, метания в цель; закрепление навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой; воспитание у играющих смелости, согласованности действий, коллективизма; воспитание навыков ориентирования на местности и т.д.).

Ведущим в обучении является принцип сознательности и активности. Перед игрой руководитель должен объяснить студентам ее содержание и задачи, а также правила проведения. Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески осознать ее, при этом значительно возрастает заинтересованность участников, увеличивается воспитательное воздействие игры.

Выбор игры прежде всего зависит от задачи, поставленной перед уроком. Определяя ее, преподаватель учитывает физическую подготовленность, количество участников и условия проведения игры.

Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения. В большом узком зале проводятся игры с линейным построением, в которых играющие участвуют поочередно, в большом зале или на площадке можно проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Зимой на площадке проводятся игры на лыжах, на коньках, на санях, игры с постройками из снега. Выбор игры также зависит от инвентаря. Из-за отсутствия или неудачной его замены игра может расстроиться.

При проведении игры в помещении надо предусмотреть, чтобы не было посторонних предметов, мешающих движению играющих. Если игры проводятся в спортзале, желательно снаряды (брусья, перекладину и др.) убрать в подсобные помещения. Если снаряды нельзя убрать из зала, то надо поставить их у короткой стены и оградить скамейками, сеткой, матами. Оконные стекла и лампы следует закрыть сетками. Перед проведением игр надо проверить и протереть пол влажной тряпкой.

Преподаватель обязан, наметив игру, предварительно предусмотреть весь процесс игры и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение, падение интереса, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления.

Важно, чтобы обстановка способствовала правильному процессу игры, привитию организаторских способностей, хорошему усвоению правил, товарищескому поведению в игре, проявлению своих индивидуальных способностей, умению бороться в коллективе за интересы коллектива.

Подвижные игры на развитие быстроты перемещения

1. «Третий лишний»

Расположение игроков: встав широко, игроки образуют круг, расстояние между игроками 2-3 метра. Водящий и один игрок располагаются вне круга.

Ход игры: водящий догоняет свободного игрока вокруг круга. Убегающий должен встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать свободного игрока, они меняются ролями.

2. Бег по кругу

Расположение игроков: команды игроков располагаются в колонну по одному напротив друг друга по противоположные стороны круга.

Ход игры: игроки бегут по кругу, стараясь догнать соперника. После двух кругов бежит следующий игрок. Побеждает тот, кто догонит соперника или закончит бег первым.

3. «Кто быстрее»

Расположение игроков: игроки в колонну по два бегут по кругу.

Ход игры: по сигналу преподавателя последняя пара обгоняет свою колонну (каждый с внешней стороны). Чей игрок быстрее это сделает - приносит команде очко.

4. «Волк и овцы»

Расположение игроков: 1 или 2 игрока назначаются водящими и располагаются в середине площадки. Все остальные свободные игроки занимают место за линией площадки.

Ход игры: по сигналу преподавателя свободные игроки стараются перебежать на другую сторону площадки, увертываясь при этом от водящих. Каждый запятнанный игрок меняется ролями с водящим.

5. Круговые пятнашки

Расположение игроков: взявшись за руки, игроки образуют круг. Один свободный игрок в круге. Водящий стоит за кругом, он ловец.

Ход игры: водящий старается догнать и запятнать игрока из круга. Остальные должны не допустить этого. Круг постоянно движется в одном направлении с ловцом.

6. Парные пятнашки

Расположение игроков: двое водящих держатся за руки. Остальные свободно располагаются на поле.

Ход игры: пара водящих пятнает свободных игроков. Пойманные меняются местами с водящими.

7. Эстафеты

Расположение игроков: игроки выстраиваются в колонны по одному за линией старта.

Ход игры: каждый игрок добегает до определенной отметки и возвращается назад к своей команде и становится вконец колонны. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

8. Эстафета

Расположение игроков: участники в положении сидя, в упоре лежа, в упоре сзади и т.д. рассчитываются по порядку номеров. Преподаватель называет номер, и участники команды, которые соответствуют этим номерам, обегают вокруг флажка и возвращаются на свои места.

Подвижные игры и эстафеты на развитие прыгучести

1. «Пятнашки прыжками»

Один водящий располагается в центре площадки. Остальные свободные игроки в поле. Водящий прыгает на одной ноге, пятнает свободных игроков. Пойманный игрок меняется ролями с водящим.

2. «Удочка»

Водящий со скакалкой в руках располагается в центре круга, образованного игроками. Водящий крутит скакалку на расстоянии 30-40 см от пола, все игроки по очереди перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку меняется ролями с водящим.

Игроки располагаются в колонны по одному за линией старта. Первые номера, встав за стартовой чертой, выполняют прыжок в длину с места толчком двух ног. Приземление фиксируется по пяткам. С этого места выполняют прыжок вторые номера. Выигрывает команда, имеющая по сумме длины всех прыжков лучший результат.

4. «Парная чехарда»

Команды построены в колонны по двое перед стартовой линией. По сигналу один из партнеров первой пары выбегает вперед и принимает положение полунаклона вперед с опущенной головой, опираясь прямыми руками на колено впереди стоящей ноги. Второй партнер с короткого разбега выполняет прыжок, ноги врозь, через него прыгает первый и т.д., пройдя таким образом все заданное расстояние, партнеры возвращаются к своей команде и передают эстафету.

5. «Эстафета с прыжками»

Игроки располагаются в колонны по одному за линией старта. По сигналу преподавателя первые игроки перепрыгивают несколько барьеров высотой 30-40 см. Бегом возвращаются к своей команде и передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Варианты: прыжки выполняются через партнеров, находящихся в упоре сидя на коленях.

6. «Перепрыгни палку»

Игроки располагаются в колонну по одному. У первого игрока в руках гимнастическая палка. Игрок с палкой проходит вдоль своей колонны, держа палку на высоте 30-4- см от пола. Все остальные игроки перепрыгивают через нее. Когда все перепрыгнут, направляющий передает палку стоящему вторым. Побеждает команда, где все по очереди становятся водящим и которая заканчивает прыжки первой.

Подвижные игры и эстафеты на развитие ловкости

1. Эстафета

Игроки выстраиваются в колонны по одному за линией старта. Направляющий игрок выполняет 3-4 кувырка через голову на гимнастическом мате, затем обегает несколько препятствий и возвращается обратно, передает эстафету следующему.

Варианты: кувырки выполняются через партнера, находящегося в положении упор сидя на коленях.

2. Эстафета

Игроки располагаются в колонны по два за линией старта. Из каждой команды игроки парами передвигаются до определенного расстояния таким образом: первый перепрыгивает через партнера, находящегося в положении стоя, наклон вперед - прыжком, ноги врозь, затем пролезает между ногами партнера и игроки меняются ролями. Обратно оба игрока возвращаются бегом, взявшись за руки, и передают эстафету следующему игроку своей команды.

3. Кувырки в парах

Игроки располагаются парами перед дорожкой из гимнастических матов. Один игрок ложится на спину, второй встает возле головы партнера. Партнеры держат друг друга за голень, образуя таким образом колесо, в таком положении выполняются кувырки.

4. Футбол сидя

Игроки располагаются, образуя две команды. По противоположным сторонам зала ставятся мини-ворота. Игроки в положении упор сидя сзади играют в футбол. Игра продолжается два тайма по 15 минут.

5. Гонка мячей

Игроки образуют круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. По сигналу преподавателя игроки передают мяч партнеру своей команды. Побеждает та команда, чей мяч догонит мяч партнера.

6. «Бой петухов»

Пара игроков располагается в кругу диаметром 3 метра. Игроки стоят, руки за спину, на одной ноге. Прыгая на одной ноге, следует толкнуть партнера из круга или заставить потерять равновесие, встав второй ногой на пол.

7. «Пятнашки в упоре лежа»

Пара игроков располагается в упоре лежа, лицом друг к другу. По сигналу игроки должны рукой достать руку партнера, при этом не дать свою руку запятнать партнеру и сохранить положение упор лежа. Побеждает тот, кто за определенное время запятнает большое количество раз.

8. «Бегуны и скакуны»

Игроки одной команды - «бегуны» - могут свободно бегать по площадке размером 8x8 метров. В течение 15 секунд поочередно каждый из соперников - «скакун», прыгая на одной ноге, должен запятнать кого-либо из них, выбив из игры. После того, как все «бегуны» покинут площадку, команды меняются ролями. Победившая команда определяется по меньшему времени выполнения задания «скакунами».

9. «Челнок с набивным мячом»

Две команды становятся в шеренгах на противоположных сторонах площадки. Между ними на одинаковом расстоянии кладется набивной мяч весом 3-4 кг. Капитан команды, начинающий игру, бежит к нему, берет и толкает его рукой от плеча в сторону одного из соперников, который от места приземления направляет мяч в противоположную сторону. По броску последнего игрока команды определяется победившая.

10. «Точный расчет»

Две команды построены в колонну по одному. В руках у игроков набивной мяч. Каждый из игроков должен метнуть мяч определенным образом (двумя руками снизу из-за головы) и попасть в обруч, расположенный на расстоянии 5-8 метров Выигрывает команда, в которой больше попаданий.

Подвижные игры на развитие силы

1. «Перетяни партнера»

Игроки располагаются парами лицом друг к другу. Между ними ограничительная линия. По сигналу преподавателя каждый игрок за руку должен перетянуть партнера через ограничительную линию.

2. «Стенка на стенку»

Игроки образуют одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера по команде выполняют разворот на 180°. Взявшись под руки, команда должна перетянуть противника в свою сторону за ограничительную линию. Расстояние 2 метра от команды.

3. «Перетяжки»

4-5 игроков располагаются по кругу, держа в руках связанную веревку. На расстоянии 2 метра от каждого игрока стоит кегля. По сигналу преподавателя игрок, держа одной рукой веревку, достает кеглю. Побеждает тот, кому удастся перетянуть партнера и взять кеглю.

4. «Бой петухов»

Пара игроков располагается в круге диаметром 2 метра. Каждый из них огибает ногу, руку кладет за спину. По началу участники стараются плечом и туловищем вытолкнуть партнера из круга или заставить его потерять равновесие и встать на вторую ногу.

5. «Перебрось мяч»

Игроки образуют две команды и располагаются на волейбольной площадке по разным сторонам сетки, каждая команда имеет по четыре набивных мяча весом 1 кг. По сигналу преподавателя задача игроков - перебросить мячи на сторону противника. Побеждает та команда, на чьей стороне не осталось ни одного мяча.

6. Эстафета

Игроки образуют две команды и располагаются в две шеренги, а в своей команде образуют пары. По сигналу преподавателя игрок берет своего партнера за голеностопный сустав, партнер в упоре на руках проходит до определенной отметки.

Подвижные игры по развитию быстрой реакции

1. «Выбей мяч»

Игроки располагаются в парах лицом друг к другу. В руках одного мяч. Игрок с мячом должен вытянуть руку вперед, партнер старается выбить мяч из рук. Задача - убрать мяч, не дать его выбить.

2. «Догони партнера»

Игроки располагаются в парах на лицевой волейбольной площадке лицом друг к другу. Игрок, стоящий спиной к волейбольной площадке, выполняет три хлопка в ладоши партнеру, поворачивается на 180° и убегает. После серии пробежек игроки меняются ролями. Очко получает игрок, который сумел убежать от партнера за пределы волейбольной площадки, или тот, который догнал партнера.

3. «Будь внимательнее»

Игроки располагаются по периметру спортивного зала. Игроки перемещаются по кругу, в колонну по одному. По сигналу преподавателя игроки выполняют задания (изменить направление, скорость, выполнить упор, прыжок). Тот, кто выполнит задание последним, выбывает из игры. Победителями становятся 5-6 последних игроков.

4. «Падающая палка»

Игроки располагаются по кругу. Один водящий стоит в центре с гимнастической палкой, один конец которой на полу, а другой в руках водящего. Игроки, стоящие в кругу, рассчитываются по порядку номеров. Водящий называет любой номер и отпускает палку, то чей номер назван, должен охватить палку, не дав ей упасть на пол.

5. «По воздушной цели»

Две команды становятся в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 18-20 метров и рассчитываются по порядку. В руках у каждого теннисный мяч. Руководитель с центра площадки подбрасывает волейбольный мяч и называет номер. Соперникам под этим номером необходимо поразить цель своим мячом. В случае попадания игрок получает очко. Затем вызывается другой номер и т.д. Победившая команда определяется по количеству набранных очков.

6. «Догони мяч»

Игроки делятся на две команды и располагаются у боковых линий волейбольной площадки лицом друг к другу. Игроки рассчитываются по порядку. Преподаватель бросает мяч в волейбольную сетку и называет любой номер. Оба игрока под этим номером пытаются овладеть мячом. Тот, кому это удалось, выполняет передачу первому игроку своей команды, который передает его по шеренге дальше. Игрок, не сумевший овладеть мячом, обегает игроков своей шеренги, пытаясь обогнать мяч, который передают игроки противоположной команды. Если ему это удалось, то очко начисляется его команде. Затем игра начинается вновь. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Библиографический список

1. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

2. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры к спорту. -М.: Физкультура и спорт, 1985.

3. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

4. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

5. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. - М.: Физкультура и спорт, 1981.

6. Неробеев В.Н. Спортивные аттракционы. - М.: Просвещение, 1970.

7. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. - М.: Детская литература, 1976.

8. Яковлев В.Г. Игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 1975.

Наталия Колмаченко
Комплекс подвижных игр на развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста

Комплекс

подвижных игр

для развития ловкости

у детей среднего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Совершенствование системы обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения , стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет требования к физическому воспитанию и развитию детей . В частности, среди задач физического воспитания актуальной задачей является развитие ловкости у дошкольников .

Актуальность данного комплекса подвижных игр заключается в том, что он содержит в себе два основных компонента : двигательную активность и игровое взаимодействие, являющихся неотъемлемой частью современной системы дошкольного образования . Ценностное отношение к здоровью через двигательную активность – это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.

Целью комплекса подвижных игр является создание условий для развития ловкости у детей дошкольного возраста .

Задачи комплекса :

1) развитие ловкости у детей дошкольного возраста ;

2) развитие двигательной активности, интереса к совместному выполнению игровых упражнений;

3) воспитывать у детей самостоятельность , радостное эмоциональное отношение в процессе выполнения игровых упражнений.

Комплекс включает в себя 10 разнообразных по содержанию подвижных игр . Каждая игра направлена на развитие ловкости в процессе двигательной активности.

Комплекс составлен с учетом педагогических принципов :

Единство целей, содержания и методов;

Переход от простого к более сложному;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .

Для эффективного развития ловкости у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр используется словесный метод, который обращен к сознанию каждого ребенка, он способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Словесный метод включает такие приемы со стороны воспитателя как объяснение, пояснение, указания, поэтическое слово, беседа, замечания.

Наглядный метод позволяет воспитателю показать детям конкретные движения. Метод практической деятельности используется при разучивании движений и исполнении подвижных игр детьми .

Подбор игр зависит от возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста . Подвижные игры могут быть направлены на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на развитие мышц спины , мышц брюшного пресса, координации движений.

Формы деятельности : индивидуальные и групповые.

Предполагаемые результаты : развитие ловкости у детей среднего дошкольного возраста в процессе обогащения опыта при выполнении подвижных игр .

Комплекс подвижных игр для развития ловкости у детей среднего дошкольного возраста

№ 1 Подвижная игра «Где спрятана»

Цель : Развития слухового внимания , ловкости .

Использованный материал : какой либо предмет.

Ход игры : дети становятся в шеренгу лицом к воспитателю. Детям предлагают отвернуться и закрыть глаза. Воспитатель прячет какой либо предмет, по сигналу игроки ищут предмет, а воспитатель направляет словами «тепло, холодно» .

№ 2 Подвижная игра ««Вышибала»

Цель : Развивать ловкость , выносливость.

Использованный материал : мяч

Ход игры : Дети становятся в круг, внутри круга – еще несколько игроков. Те, кто стоит в кругу, бросают мяч друг другу, но при этом стараются задеть мячом тех, кто стоит внутри. Тот, кого задели – «вышибли» – выходит из игры.

№ 3 Подвижная игра «Старые лапти»

Цель : Развивать ловкость .

Использованные материалы : мячи.

Ход игры : На одной стороне площадки проводят черту - это город, где находятся все играющие. Пространство за городом - игровое поле. Дети встают к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатился, тому и водить. Мячи остаются на игровом поле, только водящий берет один мяч. Он ждет, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто переходит черту города, старается осалить мячом. Когда водящий промахнется, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Если играющих не осалили, то они еще раз про-катывают мячи, а водящий в этом случае остается прежним. Если же кого-то осалили, то осаленный становится водящим.

№4 Подвижная игра «С кочки на кочку»

Цель : развивать ловкость , закреплять навыки прыжков в длину.

Использованный материал : 4 кочку (любой предмет который напоминает кочку или изображено на земле)

Ход игры : Все участники игры делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 «кочки» . Задание для игроков перед вами болото, его необходимо пройти. Но по болоту просто так не пройдешь, можно утонуть. У вас есть волшебные кочки, по которым вы переберетесь на тот берег. Кладете одну кочку , встаете на неё, рядом кладете вторую кочку , перепрыгиваете на неё, потом подбираете первую, перекладываете её вперёд, перепрыгиваете на неё и т. д. до поворота и в том же порядке возвращаетесь на линию старта передовая кочки следующему игроку. Выигрывает та команда, которая пройдет первой дистанцию.

№ 5 Подвижная игра ««Школа мяча»

Цель : развития ловкости , глазомер.

Использованный материал : Мячи

Ход игры:

Подбросить мяч вверх и поймать его одной рукой (правой, левой) .

Ударить мяч об пол и поймать одной рукой (правой, левой) .

Подбросить мяч вверх хлопнуть в ладоши поймать двумя руками (не прижимая к телу мяч) .

Ударить мяч об стену и поймать одной рукой (правой, левой) .

Ударить мяч об стену так чтобы он отскочил под углом в сторону партнера, который должен поймать мяч.

Ударить мяч об стену из за головы, из под ног (правой, левой) поймать мяч.

№ 6 Подвижная игра «Мушкетеры на льду»

Цель : развития ловкости .

Ход игры: Мушкетеры на льду

В хоккее игра начинается с вбрасывания шайбы. Обе команды стремятся первыми овладеть ею. В игре "Мушкетеры" "хоккеисты" образуют пары, кладут на лед рядом два пластмассовых обруча или рисуют два круга диаметром 0,5 - 0,7 м, в центре которых кладут по шайбе. Затем по сигналу игроки, скрестив клюшки, стараются выбить шайбу из круга соперника. Выбитая шайба - одно очко. Играют до пяти очков. Если оба соперника наберут по четыре очка, побеждает тот, кто обгонит на два очка.

№ 7 Подвижная игра «Шлёпанки»

Цель : Развивать ловкость и быстроту реакции .

Ход игры : Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга. Выбирают водящего, считают до 5 : пятый - водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении : Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью, стоя на одном месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более 5; чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании. После отбиваний мяча игрок перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не уронит мяч. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играть можно в 2-3 мяча, тогда выбирают 2-3 водящих

№ 8 Подвижная игра «Пингвины»

Цель : Развивать ловкость и выносливость .

Материалы : 2 мяча любого размера, фишки или флажки для обозначения место поворота.

Хо игры : Дети делятся на 2 команды, строятся в колонну по одному.

Перед каждой командой на расстоянии от линии старта лежат мячи, через 7-8 м стоят фишки или флажки для обозначения место поворота.

По сигналу игроки команд по одному зажимают мяч между ног и начинают движения до фишки или флажка, обходят и возвращаются на линию старта передовая мяч следующему игроку. Выигрывает команда, которая первой пройдет дистанцию.

№ 9 Подвижная игра ««Найди мяч»

Цель : Развивать у детей наблюдательность , ловкость .

Материал : мяч

Ход игры : Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки» . Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место. Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

№ 10 Подвижная игра «Игра в цвета»

Ход игры : Все становятся в круг, внутри – ведущий. Кто-нибудь из круга спрашивает : «Какой цвет?» , а ведущий громко выкрикивает : «Синий!» . Все бегут, чтобы дотронуться до любого предмета синего цвета, а дотронувшись, остаются стоять возле него. Кто последний – выбывает или сам становится ведущим.

1.Теоретические вопросы: Определение, специфика, классификация подвижных игр дошкольников. Влияние подвижных игр на физическое, умственное, нравственное, трудовое воспитание, эстетическое развитие дошкольников. Развитие теории подвижных игр. Вариативность подвижных игр. Методика проведения, роль педагога в руководстве ходом игры.

2.Практическое задание: предложить варианты подвижной игры «Ловишки».

3.Основные понятия: подвижная игра, вариативность, методика проведения подвижных игр.

4.Основные исследователи: П.Ф.Лесгафт, Е.Н.Водовозов, А.И.Быкова, Е.А.Тимофеева, М.А.Рунова, Э.Я.Степаненкова.

Теоретические вопросы.

Определение, специфика, классификация подвижных игр дошкольников.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

Специфика подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал « Лови!», « Беги!», «Стой!» и др.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

По возрасту,

По степени физической нагрузки (игры с малой подвижностью – Н-р «Пузырь», игры средней подвижности –Н-р «Гуси-лебеди», игры большой подвижности – например, «Ловишки»),

По двигательному содержанию (игры с бегом, прыжками, лазанием и др.),

По сложности (элементарные: сюжетные, бессюжетные, игровые задания, забавы и аттракционы, эстафеты; спортивные: игры по упрощенным правилам или элементы игр в хоккей, футбол, волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис).

Подвижные игры широко используются в режиме первой и второй половины дня: во время утреннего приема, на утренней гимнастике, физкультурном занятии, в качестве физкультминуток, являются обязательным компонентом дневной и вечерней прогулок. Многообразие подвижных игр является необходимым условием содержания физкультурных праздников и развлечений.

Влияние подвижных игр на физическое, умственное, нравственное, трудовое воспитание, эстетическое развитие дошкольников.

Подвижные игры – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, ценных морально-волевых качеств, мышления, ловкости. При проведении подвижных игр имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Гармоничное развитие ребенка возможно при целостной, комплексной, сбалансированной реализации его потенциальных возможностей.

Подвижные игры – средство физического воспитания.

В игре ребенок упражняется в разнообразных движениях: беге, прыжках, бросании и ловле, лазании и др. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Игры являются незаменимым средством формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевают пространственной терминологией, познавать окружающий мир. В процессе игры активизируется память, развивается мышление, воображение. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Выполнение правил формирует у дошкольников волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В итоге формируется честность, справедливость, дисциплинированность. Подвижные игры учат искренности, товариществу, дружбе, сопереживанию, взаимопомощи.

Подвижные игры готовят дошкольников к труду : дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается фантазия, воображение. Дети овладевают поэтической образной речью.

Развитие теории подвижных игр. Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е.А.Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. В ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью, поэтому возникла необходимость создания уменьшенных орудий труда (для охоты, ловли рыбы, птиц). Появляется целостная система игровых упражнений. Известны исследования по вопросу происхождения игры, в которых отмечается, что игра – это отдых от серьезной работы, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. По утверждению П.Ф.Каптерева, силы и энергия детей требует выхода, побуждает к деятельности, вызывает разнообразные упражнения. Эта деятельность носит характер игры.

В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине Х1Х века появляются работы Н.И.Пирогова, Е.Н.Водовозова, классиков дошкольной педагогики о первостепенном значении игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка. Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка. Идеи П.Ф.Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками.

В создание теории игры значительный вклад внести Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков и др. В разработке организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А.И.Быковой, М.М.Конторович, Т.И.Осокиной, Э.Я.Степаненковой, М.А.Руновой и др.

Вариативность подвижных игр.

Значительное внимание педагог должен уделять вариантам подвижных игр, которые позволяют не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.

Первоначально варианты игры педагог придумывает или подбирает из сборников подвижных игр. Он учитывает постепенное усложнение правил, повышает требование к их выполнению. Он может изменить расположение детей, выбрать нескольких водящих, дополнить ход игры новым движением и т.д.

Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию у них творчества.

Методика проведения подвижных игр; роль педагога в руководстве ходом игры.

Игровая деятельность возникает уже в преддошкольном возрасте. В играх малышей можно заметить признаки подражания взрослым. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа « ловишек». Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, бросать и т.д. Важно научить ребенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам. Успех проведения игры в младших группах зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать им образцы движений. Для малышей рекомендуются игры с текстом («Заяц», «Пузырь», «Колпачок» и др.).

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Педагог усложняет условия проведения игры, распределяет роли среди детей. Увлеченность детей игрой дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе.

В подвижных играх старших дошкольников решаются задачи на мгновенную реакцию, сообразительность, выдержку. Широко используются игры с элементами соревнования.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, принятие детьми самостоятельных решений, творческое самовыражение.

Условия работы каждой группы влияют на подбор, планирование и методику проведения подвижных игр. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу (организует наблюдения, Читает художественные произведения, подготавливает атрибуты, подбирает считалки, продумывает варианты игры).

Важно правильно организовать игру: познакомить детей с сюжетом и правилами, распределить роли, осуществлять руководство ходом игры, подвести ее итог. Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, учит преодолевать трудности.

Таким образом, продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, активным, жизнерадостным, самостоятельным, творческим человеком.

Практическое задание. Предложить варианты подвижной игры «Ловишки»:

«Ловишки с ленточками».

Ввести в игру второго водящего.

«Ловишки в домики»

Сократить площадь для бега.

Увеличить площадь для бега.

Один «ловишка» заколдовывает, второй – расколдовывает и др.

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнеоб-щинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. По этому поводу Е. А. Покровский писал, что о детских играх первобытных народов, к сожалению, мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх1.
Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е.А.Покровский утверждал, что игры во все времена и у всех народов были непременно. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жизни народа. Множество игр разных народов имели между собою большое сходство, например, игры с мячом, в кости и т.д.
Справедливо также мнение Н.С.Воловик о том, что назначение древних игр — не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.
Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эль-конин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».
В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция тогда еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производительного труда, передать им опыт этого труда, осуществляя постепенное включение детей в доступные им формы деятельности.
Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа (относящемся к 1715 г.) писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу.
Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными. Это подчеркивают почти все исследователи. При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них формах трудовой деятельности. За младшими детьми оставались только некоторые области хозяйственно-бытового труда и наиболее простые формы производственной деятельности.
В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ними. Орудия зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе.

Например, А.Н.Рейнсон-Правин писал, что совсем крошечные «кукольные» лыжи в игрушках детей народов Севера очень редко можно встретить. В них нет надобности, поскольку ребенок получает лыжи сразу, как только научится ходить. Детские лыжи считаются лучшей игрушкой ребят. Дети устраивают лыжные состязания, на лыжах проводятся многие охотничьи игры. Матери украшают лыжи мелким узором, даже окрашивают их.
Здесь следует согласиться с предположениями Д.Б.Эльконина о появлении элементов игровой ситуации: нож и топор, лук и стрелы, удочки, иголки и тому подобные орудия являются орудиями, овладение которыми необходимо для того, чтобы ребенок мог принять участие в труде взрослых. Дети, конечно, не могут самостоятельно открыть способы употребления этих орудий труда, и взрослые научают их этому.
Так, например, маленький эвенк, будущий охотник, учится владеть луком и стрелами не в лесу, а участвуя в настоящей охоте вместе со взрослыми. Дети учатся накидывать аркан или стрелять из лука сначала на неподвижном предмете, затем постепенно переходят на стрельбу по движущимся целям и лишь после этого переходят к охоте на птиц и зверьков и т.д. Овладевая способами использования орудий труда и приобретая при этом необходимые для участия в труде взрослых способности, дети постепенно включаются в производительный труд взрослых. Можно предположить, что в этих упражнениях с уменьшенными орудиями есть некоторые элементы игровой ситуации. Во-первых, это некоторая условность ситуации, в которой происходит упражнение. Пенек, торчащий на поляне, не настоящий зверь, а цель, в которую стреляет мальчик, не настоящая птица. Во-вторых, осуществляя действие с уменьшенными орудиями труда, ребенок производит действие, сходное с тем, которое производит взрослый, и, следовательно, есть основание предполагать, что он сравнивает, а может быть, и отождествляет себя со взрослым охотником, со своим отцом или старшим братом. Таким образом, в этих упражнениях имплицитно могут содержаться элементы игры.
Требования, которые ставит перед детьми общество в отношении овладения и употребления необходимыми, например будущему охотнику, скотоводу, рыболову или земледельцу, навыками приводят к целостной системе упражнений. Именно на этой основе создается почва для различного рода соревнований. В содержании этих соревнований между взрослыми и детьми нет никакой принципиальной разницы. На тождественность действий взрослых и детей в играх с соревнованиями или спортивных подвижных играх с правилами указывает целый ряд авторов.

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н.Филитисом. Он считал, что еще не так давно большой популярностью пользовалась теория отдыха, принятая Гутс-Мут-сом, Лацарусом и Шаллером. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы другого порядка, необходимые для поддержания жизни. Игра — это отдых от серьезной работы для восстановления сил. Н.Филитис отмечает, что Гутс-Мутс допустил ошибку, которая часто делается взрослыми, когда они судят о детской игре: психика взрослого сложившегося организма переносится на психику развивающегося организма ребенка. Если мы часто наблюдаем, что взрослый играет после работы, то, с другой стороны, мы ежедневно видим здоровых, только что отдохнувших после продолжительного сна детей, которые играют, полные сил, не нуждаясь ни в каком отдыхе.
Нельзя не согласиться с Н.Филитисом, что как ни остроумна эта теория сама по себе, но и она не объясняет нам игр во всем их объеме. Опять присмотримся к играм детей, которые могут без перерыва предаваться им до полного изнеможения. Кажется, что у ребенка уже нет сил; он еле-еле двигается, но все-таки напрягает последние усилия, чтобы продолжать игру; он только что хворал, был прикован болезнью к постели, но как только получил возможность свободно передвигаться, тотчас же принимается за игру. В этих случаях следует отметить, что ребенок упражняет игрою накопленные силы. Можно согласиться с Н.Филитисом, что эта теория недостаточно полно объясняет происхождение игры.
Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Если наблюдать за играми молодых животных и за играми детей, то этот факт выступает с полной ясностью: игры всюду служат средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств — особенно зрения, — а в то же время и для развития внимания, наблюдательности, частой мышления. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это подготовка, это развитие всех физических и психических сил осуществляется с помощью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и Центральное место... Гросс справедливо характеризует свою теорию игры как темологическую.
Следует рассмотреть также размышления о появлении подвижной игры П. Ф. Каптерева: прежде всего нужно помнить, что игра — явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; Играют не только люди, но и животные. Молодые животные — щенки, котята, медвежата — так же страстно любят игру, как и наши дети: она доставляет им не менее удовольствия, чем детям.
П. Ф. Каптерев полагает, что вся деятельность людей вытекает из источников двух родов: естественно-органических и социально-культурных. Человек — сложный организм, состоящий из многих органов со своеобразными отправлениями. Каждый орган требует соответственной деятельности. Неудовлетворение этого требования влечет за собой расстройство и разрушение всего организма. Естественные запросы деятельности человека просты и удовлетворяются сравнительно легко, но социально-культурные потребности сложны и удовлетворяются с трудом. Так, например, органический запрос на пищу и питье, а вместе с тем и на деятельность сравнительно невелик и оставляет неизрасходованными много сил. Однако социально-культурные потребности по отношению к тем же предметам весьма значительны и требуют от человека изнуряющего труда, не оставляя ему ни времени, ни энергии для приятной деятельности.
Дети гораздо больше живут естественно-органическими потребностями, чем социально-культурными. К последним их приучают путем воспитания. Предоставленные же самим себе, дети охотно сбрасывают с себя культурную оболочку и становятся ближе^ природе. Самое удовлетворение органических потребностей и запросов бывает у детей очень легким, поскольку они, как правило, обеспечиваются своими родителями всем необходимым. До совершеннолетия дети должны быть обеспечены во всех своих потребностях, иначе они не могут нормально развиваться. В результате у детей остается масса свободных сил и энергии, которая не расходуется на труд по удовлетворению потребностей. Эти силы и энергия требуют выхода, побуждают к деятельности, вызывают разнообразные упражнения. Эта детская деятельность носит характер игры, т.е. непосредственно приятной деятельности.
Воспитательная и художественная ценности подвижной игры сохранились до настоящего времени.
В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во второй половине XIX в. появляются работы виднейших педагогов Н.И.Пирогова, позднее Е.Н.Водовозова, П.Ф.Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются Нравственные качества ребенка.
П.Ф.Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.
П.Ф.Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т.е. вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия с более повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.
Игра осуществляется путем самоуправления. Распределение ролей и действий Лесгафт предоставляет играющим. При этом он уделяет значительное внимание соблюдению правил игры. Они — закон, которому играющие подчиняются сознательно и охотно.
П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию» .
По утверждению П.Ф.Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.
Идеи П.Ф.Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В.Гориневским, Е.А.Аркиным).
В.В.Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личностгрребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. : Серьезные требования В.В.Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения. Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. В.В.Гориневский важное значение придавал воспитанию выразительности и грациозности движений ребенка в игре. Он считал Целесообразным введение в игры элементов соревнования, доступного детям. При этом исключал азарт, возбуждение, недоброжелательность детей друг к другу. При наличии необходимого руководства со стороны воспитателя соревнование, по мнению В.В.Гориневского, может быть использовано в целях воспитания у детей положительных моральных качеств, чтобы пробудить в них интерес к игре и эмоциональный настрой.
Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.
Игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу, психофизические качества; смелость, находчивость, дисциплину; тренирует анализаторные системы.
Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.
Итак, на основе анализа научно-методической литературы, посвященной игре, можно сделать следующие выводы:

  1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого.
  2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду.
  3. Игры возникали с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации).
  4. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.

В создание теории игры значительный вклад внесли ведущие русские педагоги и психологи. Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Н.Н.Поддъяковым и др.
В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А И. Быковой, М.М.Конторо-вич, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артамоновой и др.
Исследования, проведенные Л.М.Коровиной, установили эффективность использования подвижной игры для ребенка пяти лет, методов соревнований и творческих заданий. О целесообразности обучения детей старшего дошкольного возраста основным движениям на этапе их совершенствования свидетельствуют исследования М.В.Потехина. Эффективность формирования ориентировки в пространстве у детей старшего возраста в подвижных играх; обучение в игре безопасному передвижению по улицам; творчество, выразительность и красота движений нашли свое выражение в педагогическом опыте Э.Я.Степаненковой. О формировании самоорганизации у дошкольников в подвижной игре и целесообразности развития основных движений в подвижных играх у детей младшего возраста сообщают Н.В.Полтавцева и Е.А.Тимофеева. Подвижной игре посвящены статьи, книги, отражающие современные подходы к ней (Е. А. Сагайдачная, Т. С.Яковлева, М. А. Рунова и др.).