Сценарий квест игры в школе по биологии. Эколого-биологический квест «Шаги в экологию

7 команд (

Идея игры (

Начало: Приветственное слово ведущего игры

2017 год – является годом экологии и годом особо охраняемых природных территорий. В этом году очень популярны и актуальны мероприятия экологической направленности. Сегодня мы предлагаем вам принять участие в эколого-биологическом квесте «Шаги в экологию».

Запомните правила нашей игры:

1. Работайте всегда в команде.

2. Дружно выполняйте все задания.

3. Не перебивайте друг друга.

4. Время прохождения станции – 7 минут.

У каждой команды есть помощники, они будут вас переводить от станции до станции, чтоб вам не запутаться и не терять время на поиск станции.

А мы переходим к заданиям!

Задание № 1. На общем сборе (в актовом зале, в просторном кабинете, в зависимости от общего количества участников) каждая команда в течение 5 минут придумывает тематическое (экологическое, зоологическое) название команды, девиз и выбирает капитана команды. Команды по очереди представляются перед участниками игры.



Задание № 2. Капитанам команды необходимо подойти к распределителю маршрутных листов и взять маршрутный лист для своей команды. (Количество маршрутных листов и площадок должно соответствовать количеству команд).

После знакомства с командами и получения маршрутных листов ИГРА НАЧИНАЕТСЯ.

На каждой станции ведущий говорит команде приветственное слово о своей станции и Заключительное СЛОВО перед выдачей СЛОГА (или подбадривающие слова, если команда не получает слог). Слоги на станциях выдаются в соответствии с цветом команды.

Станции

Станция № 1 «Животные Красной книги»

Необходимые материалы и оборудование : фотографии с изображением млекопитающих и птиц, текст загадок о млекопитающих, буквы для составления названий птиц.

Задача команды : выполнить задание, ответить на все вопросы как можно точно и получить БУКВЫ.

Впервые Красная книга Омской области появилась в 2005 году. В неё включено 126 видов растений и 127 видов животных, которые нуждаются в охране. В 2016 году вышло второе переработанное и дополненное издание Красной книги Омской области. В него включено 27 видов лишайников, 3 вида грибов, 158 видов растений, 70 видов насекомых, 6 видов рыб и круглоротых, 3 вида земноводных, 2 вида пресмыкающихся, 95 видов птиц и 68 видов млекопитающих. Как видно, кроме насекомых и растений, больше всего в Красную книгу включено птиц и млекопитающих. Вот о них то мы сегодня и поговорим.

Вопрос 1. Чем интересны птицы? / Ответ: это класс теплокровных животных, приспособившихся к полёту. У них красивое оперение, разнообразное питание, откладывание яиц, острое зрение и слух.

Вопрос 2. Чем замечательны млекопитающие, или звери? / Ответ: это класс теплокровных животных, выкармливающих своё потомство молоком. У них развит шерстный покров, живорождение детёнышей, из чувств развиты обоняние и слух.

Изучение нового материала



А) Рассматриваются карточки с изображением:

Описание видов

Журавль-красавка обитает в южных районах Омской области, питается растительной и животной пищей (семенами и зелёными частями растений, крупными насекомыми, иногда грызунами, ящерицами и лягушками), живёт в степи, иногда у воды, очень редкий вид, занесён в Красную книгу Российской Федерации. Весной прилетает с юга в середине апреля, демонстрирует весенние брачные танцы. Живёт только парами, в гнезде бывает от 1-го до 3-х яиц.

Орлан-белохвост обитает по всей территории Омской области, питается разнообразными животными: рыбой, ондатрой, водоплавающими и околоводными птицами. Огромное многолетнее гнездо расположено на дереве у водоёмов. Взрослые птицы всю жизнь живут вместе, в гнезде бывает от 1-го до 3-х птенцов, чаще всего 2. Белый хвост имеется только у взрослых птиц. Молодые птицы полностью тёмно-бурые. Половой зрелости достигают в возрасте 5 – 6 лет. Самая крупная хищная птица Омской области.

Кудрявый пеликан обитает на крупных водоёмах Омской области, в частности, на озере Тенис Крутинского района, где находится самая северная гнездовая колония кудрявых пеликанов в мире. Ежегодно там гнездится от 20 до 60 пар пеликанов. Питается рыбой. Имеет кожистый мешок на подклювье. У взрослых птиц имеется кудрявые перья на голове. Живёт парами, в выводке бывает от 2-х до 4-х птенцов. Занесён в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Омской области.

Задание1: Составь название птицы по вырезанным буквам.

Б) Рассматриваются карточки с изображением:

Задание 3: Назови правильное название птицы или зверя по изображению.

При условии, если команда быстрее справилась с заданием, ведущий может предложить дополнительные вопросы по теме станции.

1. Назовите птицу, которая обитает в южных районах Омской области, питается растительной и животной пищей, принадлежит к семейству журавлиных. (ЖУРАВЛЬ-КРАСАВКА).

2. Назовите птицу, которая обитает у больших водоёмов, строит огромное гнездо на дереве, крупный хищник. (ОРЛАН-БЕЛОХВОСТ).

3. Назовите птицу, которая имеет кожистый мешок на подклювье, питается рыбой. (КУДРЯВЫЙ ПЕЛИКАН).

4. Назовите зверька, который имеет ценный мех, на зиму запасает жир и впадает в спячку до весны. Обитает в степной зоне, питается растительной пищей, живёт большими семьями в глубоких до 3-х метров норах. (БАЙБАК).

5. Назовите хищного зверя, который занесён в Красную книгу Омской области. Он обитает в лесной зоне, питается грызунами, зайцами, куропатками и тетеревами, зимой - даже косулями (РЫСЬ).

6. Назовите зверька с иголками на спине, который питается беспозвоночными животными и встречается в степной зоне Омской области (ЁЖ УШАСТЫЙ).

Башмачок пятнистый

Задание 1: Описать своими словами краснокнижное растение, с использованием только прилагательных слов.

Отдел Цветковые

Вопрос 4. Как вы думаете, почему некоторые растения называют «первоцветами»? (ведущий слушает ответы детей).

Краткая информация от ведущего: в Красную книгу Омской области занесён один из первоцветов – Первоцвет мучнистый .

Отвар и настои из этого растения в народной медицине используются при лечении дерматитов. Кроме того, препараты из первоцвета мучнистого, втираемые в кожу головы, способствуют улучшению роста волос. В тибетской медицине это растение применяют при лечении опухолей.

Вопрос 5: А какие водные растения вы знаете? (Ответы детей)

Кубышка желтая

Кубышка желтая – красивое водное растение, обладающее целебными свойствами. Ее регулярно используют в народной медицине и для изготовления фармакологических препаратов. Это уникальное растение занесено в Красную книгу Омской области.

Кубышка, или кувшинка, желтая – удивительной красоты растение. Свое русское название оно получило из-за схожести созревшего плода со старинным сосудом с крышечкой, которым пользовались на Руси. Это многолетней представитель водной флоры не просто красивый цветок – он обладает массой полезных свойств.

Лечебные свойства активно используются в народной и традиционной медицине. Так, препараты на основе ингредиентов кубышки желтой оказывают такие действия: болеутоляющее, бактерицидное, вяжущее, желчегонное, легкое снотворное, мочегонное, успокоительное.
Кувшинка чистобелая

Прекрасные цветки белой кувшинки всплывают на поверхность водоема ранним утром и распускаются в виде пышной розы, источая тонкий аромат. Вечером цветок закрывается и погружается обратно в воду. Срывать чудесные цветки не следует, поскольку растение от этого сильно страдает. Как правило, кувшинка погибает из-за повреждений стебля.

Основная причина сокращения численности растений – загрязнение, обмеление и пересыхание водоемов, сбор корневища растения в лекарственных целях и цветов во время цветения

В медицинских целях используются как корневища, так и листья, цветки и плоды растения. Из них делают болеутоляющие и кровоостанавливающие средства, противовоспалительные настои и средства от угрей и веснушек.

Кувшинка чистобелая также занесена в Красную книгу Омской области.

Задание 2: Ребята, вам необходимо разгадать ребусы, а зашифрованы там лекарственные растения.

Отгадай ребусы

Ответ: Тысячелистник

Ответ: Незабудка

Ответ: Зверобой

Ответ: Череда

При условии, если команда быстрее справилась с заданием, ведущий может предложить дополнительную информацию и вопросы по теме станции.

Отдел Папоротниковидные

Вопрос 1: Какие папоротники вам известны? (ведущий получает ответы от детей).

Ведущий рассказывает легенды о папоротниках:

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

Неудивительно, что с этим растением связаны красивые легенды. Согласно другой легенде, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум - венерин волос.

Вопрос 2: Сколько раз в году цветут папоротники? (ответ: папоротники – не цветковые растения, они не цветут).

Вопрос 3: Как вы думаете, сколько видов папоротников занесены в Красную Книгу Омской области? (ответ: 5видов папоротников)

ПАПОРОТНИКИ – доисторические представители флоры царствовали на земном шаре еще в древние геологические эпохи. Ученые утверждают, что папоротники появились на земле более 400 миллионов лет назад. Представляете? В ту непредставимо далекую эпоху всю землю покрывали леса из огромных папоротников. Сейчас они, конечно, обмельчали. Не встретишь папоротник ростом с дерево. Но видов папоротников существует огромное количество. В мире насчитывается более 10 000 видов, в России их растет более 2 000. Папоротники представляют отдельный биологический вид растений. Главная их особенность в том, что у них нет семян. А размножаются они спорами.

Слайд 3. Причины

1) Рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

2) Увеличение количества упаковки;

3) Повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Слайд 4 . Существует несколько способов обращения с отходами. Вы их видите на слайде: захоронение, сжигание, вторичная переработка.

Слайд 5. Большая часть ТБО свозится на свалки. Перед Вами изображена самая крупная свалка на планете. Место ее расположения – север Тихого океана, необитаемый архипелаг-свалка, площадь которого 6 тыс. квадратных километров. Состоит преимущественно из пластика. Значительную часть занимают технические отходы: мобильные телефоны, компьютеры и компьютерные комплектующие, офисная техника и прочее.

Слайд 6: Проблема отходов на свалках усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определенного времени.

Например, для разложения бумаги требуется от 2 до 10 лет, консервной банки - 90 лет, полиэтиленового пакета­ - 200 лет, пластмассы - 500 лет, стекла - 1000 лет.

Слайд 7: В целом переработка каждого вида ТБО не составляет проблемы, это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв. Пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И, тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России.

Слайд 8: Самый оптимальный комплексный подход обращения с отходами выглядит таким образом:

1. Предотвращение появления отходов;

2. Вторичное использование материалов;

3. Получение энергии из отходов (сжигание);

4. Захоронение отходов.

Слайд 9: А сейчас я предлагаю вам выполнить задание и ответить на вопросы викторины по теме ТБО.

Викторина по ТБО

Вопросы:

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:

1. Пластмасса

2. Стекло.

3. Металл.

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

1. Рассортировать .

2. Собрать в одном месте.

3. Раскрошить.

3. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

1. 10 лет.

2. 50 лет.

3. 500 лет и более .

4. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:

1. 2-10 лет .

2. 15-18 лет.

3. 20 и более лет

5. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

1. Их захоронение.

2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.

3. Повторное использование отходов.

6. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

1. Москвы

2. Нью-Йорка

3. Лондона

7. Способом уменьшить влияние на природу является:

1. Рост численности населения,

2. Оосвоение новых территорий,

3. Создание безотходных технологий .

8. Сколько времени разлагается стекло:

1. более 100 лет

2. более 500 лет

3. более 1000 лет

Как экономить воду?

1. Выключать воду, когда она Вам не нужна, например, когда Вы чистите зубы.

2. Для мытья посуды, овощей и фруктов используйте тазик.

3. Отремонтируйте протекающие краны и трубы. При самой небольшой утечке воды в унитазе уходит 40 литров в сутки.

4. Принимайте душ вместо ванны – расход воды почти в 3 раза меньше.

5. Покупайте модели стиральной машины с экономным режимом использования воды: новые модели на 40% эффективнее старых расходуют воду.

6. Не проходите мимо открытых кранов. Из полностью открытого водопроводного крана каждую минуту уходит в канализацию до 15 литров воды.

Как экономить энергию?

1. Выключайте электроприборы, когда Вы ими не пользуетесь, свет, когда он не нужен.

2. Используйте энергосберегающие лампы для освещения. Они потребляют в 5 раз меньше электроэнергии, чем лампы накаливания. За свой длительный срок работы одна энергосберегающая лампочка предотвращает выброс в атмосферу более 200 кг углекислого газа.

3. Помните, что самая дешевая энергия – это та, которую вы не купили. Максимально используете естественное освещение, поддерживайте чистоту окон.

4. Кипятите в чайнике только то количество воды, которое Вам действительно необходимо.

5. Покупайте экономичную бытовую технику.

6. Стирайте белье только при полной загрузке стиральной машины.

7. Не заслоняйте батарею мебелью или шторами, чтобы теплый воздух свободно поступал в комнаты.

Заключительная часть

Команды по очереди (либо вместе) через 1 час – 1 час 10 мин возвращаются в место общего сбора с собранными БУКВАМИ. Командам предоставляется около 5 минут, чтобы собрать загаданное слово. В случае, если команда не может собрать слово из имеющихся букв (или у команды собраны не все буквы), то у неё есть возможность, ответив на дополнительные вопросы получить от ведущего недостающие буквы (для этого у ведущего должны быть вторые комплекты букв для каждой команды ).

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, сегодня вы показали себя не только знатоками природы, но и творческими личностями. Но помните, что природу и друзей наших меньших не только нужно хорошо знать, но и охранять.

А мы переходим к церемонии награждения.

1-ое место заняла команда «……………….»,

Вручается диплом за 1-ое место

2-ое место заняла команда

Вручается диплом за 2-ое место

И т.д.

Вручаются сертификаты участников.

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию»

Время на проведение игры: 1 час 15 минут – 1 час 30 минут.

Игра рассчитана на детей в возрасте 1-4 классов. В игре участвуют

7 команд (количество команд соответствует количеству станций ) в количестве 5-10 человек. При входе в зал (место общего сбора) каждый участник получает цветной жетон (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). И по этим же цветам участники делятся на команды.

Идея игры : Каждая команда получает маршрутный лист, по которому она должна двигаться последовательно (от 1-й станции до последней). Каждая станция должна находиться на достаточном расстоянии, чтобы команды не пересекались, не слышали заданий команд-соперников. На каждой площадке команда должна находиться по 7минут (она может быть тематически оформлена, ведущий площадки может быть в костюме ). При правильном выполнении задания/ всех заданий команда получает СЛОГ– основу загаданной фразы своего цвета команды (количество слогов в загаданной фразе соответствует количеству станций). На заключительном этапе (в месте общего сбора) задача команды собрать загаданную фразу. Выигрывает (занимает 1-е место) та команда, которая первая пришла на место общего сбора и правильно собрала загаданную фразу (Сох-ра-ним на-шу Зем-лю).

Остальные команды, по мере прибытия в место общего сбора, получают 2-е, 3-е, 4-е и т.д. места.

Игра проводится в теплое время года на улице; в холодное – в помещении. Специальной подготовки к игре для команд нет.

Программа проведения Квест-игры

Квест «естественные науки»

Общие положения

1.Квест разработан для итогового дня в неделе «естественных наук».

2.Организаторы Квеста в целях дополнительного информирования потенциальных участников игры вправе размещать Положение и материалы о Квесте в местных СМИ, а также посредством афиш и листовок.

Краткое описание Квеста

2.1. Квест (англ. Quest - поиски) - один из основных жанров игр, требующих от игроков решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределенным или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игроков. Квест требует интеллектуальных знаний и жизненного опыта по теме квест-игры, нестандартного мышления и сообразительности. Он направлен на воспитание стремления к преодолению препятствий на пути к победе.

2.2. Участникам будут предложены различные типы заданий, для продвижения по сюжету игры. На каждом этапе команда должна выполнить задания различного характера - творческие, логические, лидерские и т.п.

Основные цели и задачи Квеста

3.1. Целью Квеста является формирование осознанного представления о естественных науках,самоопределения обучающимися посредством овладения навыками самостоятельного решения поставленных задач в условиях командного взаимодействия; умением быстрого ориентирования в информации, осуществления сложного аргументированного выбора, публичного и правового продвижения своих интересов.

3.2. Задачи:

Привлечь внимание обучающихся, и педагогов к необходимости принятия сложного жизненного решения о будущей профессии в проигрывании отдельных операций;

Расширение знаний студентов по биологии, обж, физике, химии, информатике, географии, математике.

Развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе;

Формирование условий для проявления и развития индивидуальных способностей, активной жизненной позиции;

Развитие новых форм активных методов обучения.

Участники Квеста

4.1. К участию в Квесте приглашаются учащиеся 1 курса ГБПОУ РХ «У(Т)ОР»

4.2. Каждый участник может принять участие в Квесте исключительно в составе команды. К участию допускаются команды в количестве до 20 человек от каждой группы.

4.3. Каждому участнику сборной команды предоставляется дополнительный бонус.

Условия участия

5.1. Участники Квеста обязаны пройти инструктаж до начала игры. О прохождении инструктажа участники команд расписываются в специальных протоколах жюри. На каждом контрольном этапе команда должна быть в полном составе.

5.2. Ответ на этапах игры принимается от нескольких членов команды. В случае выбора главного выступающего команде начисляется 2 дополнительных баллов. Если дополнительные аргументы участников согласованы, то каждому присуждается по дополнительному баллу. При одновременном выступлении нескольких участников команде начисляется штраф в 1 минуту по каждому случаю нарушения.

5.3. Участие в игре подразумевает согласие с правилами Квеста, участники несут личную ответственность за свою безопасность и здоровье во время проведения Квеста.

ПРАВИЛА КВЕСТ-ИГРЫ

1. Основные понятия, используемые в Квест-игре:

. Игра - это последовательность этапов, состоящих из нескольких заданий, сопровождающихся подсказками. Задание считается выполненным, если участник игры в результате решения задания получил ключ-пароль.

. Команда - объединение нескольких участников.

. Капитан команды - участник, создавший команду и представляющий интересы участников команды перед Организатором. Капитан может пригласить в команду любого участника.

. Задание - один уровень этапа игры, загадка или действие, которое необходимо выполнить, чтобы пройти уровень.

. Принцип равных условий означает, что все участники на протяжении всей Квест-игры обладают одинаковым объемом информации и находятся в равном положении при прохождении заданий Квест-игры. Данный принцип является неотъемлемым при подготовке и проведении Квест-игры Организатором.

2. Игра включает в себя движение по сюжету, в котором обозначены игровые задания.

3. На старте все команды одновременно получают карту-схему движения по сюжету, по которому должна будет, пройди команда к своей победе.

4. В рамках игрового задания команде необходимо набрать максимальное количество баллов за счет участия всех и аргументации своих решений.

5. Победителем Квест-игры становится команда, которая пройдет всю игру максимально быстро, верно и аргументировано ответит на все вопросы, выполнит все предложенные задания и наберет большее количество баллов.

Маршрутный лист №1

Этапы квеста

Баллы

(0-5)

Окна на север - хозяин там есть

И информации не перечесть.

В нем паутиной все заросло,

«Окна» там есть далеко не одно!

Bjkjubz

Яифаргоег

Отгадайте ученого!

Ему принадлежат три закона, названные его же именем.

14,1,20,6,14,1,20,10,12,1

Маршрутный лист №2

Этапы квеста

Баллы

(0-5)

Корни, суммы, умноженья,

Делаем мы вычисленья.

Подскажите мне, друзья,

Что за предмет мои скрывают слова?

Подставьте вместо цифр буквы, как они стоят в алфавитном порядке и узнайте, в какой кабинет идти дальше:

10,15,22,16,18,14,1,20,10,12,1

С помощью клавиатуры сделайте перевод и получите название предмета

Utjuhfabz

Переверните слово так, чтобы получилось название предмета

Акизиф

Отгадайте название кабинета которое сидит в темнице

Отгадайте ученого!

Создал периодическую таблицу химических элементов.

Маршрутный лист № 3

Этапы квеста

Баллы

(0-5)

Вспышки, дым, сияние,

Вот это чудо-знания.

Учитель все смешает,

Экспериментами нас развлекает

Подставьте вместо цифр буквы, как они стоят в алфавитном порядке и узнайте, в какой кабинет идти дальше:

16,2,8

С помощью клавиатуры сделайте перевод и получите название предмета

Abpbrf

Переверните слово так, чтобы получилось название предмета

Яиголоиб

Отгадайте название кабинета которое сидит в темнице

Совершил задокументированное путешествие в Америку.

Маршрутный лист № 4

Этапы квеста

Баллы

(0-5)

Здесь научат нас спасаться,

Рисковать и не бояться

И укрыться от случайных

Ситуаций чрезвычайных!

Подставьте вместо цифр буквы, как они стоят в алфавитном порядке и узнайте, в какой кабинет идти дальше:

23,10,14,10,33

Переверните слово так, чтобы получилось название предмета

Акитамрофни

С помощью клавиатуры сделайте перевод и получите название предмета

Vfntvfnbrf

Отгадайте название кабинета которое сидит в темнице

Отгадайте ученого! Первый, кто выдвинул и обосновал свое предположение об эволюции и том, что все живые организмы, так или иначе, имеют в своих корнях общих предков.

Маршрутный лист № 5

Этапы квеста

Баллы

(0-5)

Здесь выучим мы все цветочки,

А также листиков структуру.

Что за предмет, ответьте, дети,

Изучает растительную культуру?

Подставьте вместо цифр буквы, как они стоят в алфавитном порядке и узнайте, в какой кабинет идти дальше:

4,6,16,4,17,1,22,10,33

Переверните слово так, чтобы получилось название предмета

Жбо

Один из создателей и акционер компании Microsoft .

С помощью клавиатуры сделайте перевод и получите название предмета

}