Семь стилей боя на световых мечах. Форма III: Соресу, также известная как Формы боя двумя световыми мечами

Семь стилей боя на световых мечах

Каждый джедай выбирает тот стиль, который лучше всего ему подходит. Например, мастер Йода использует стиль Атару, чтобы компенсировать свой небольшой рост; Мейс Винду использует Ваапад, чтобы подпитаться силой своего гнева и использовать его себе на пользу (не переступая при этом грань, за которой лежит Темная Сторона). Граф Дуку практикуется в стиле Макаши, который, во-первых, сочетается с его любовью к поединкам в стиле "меч на меч", а, во-вторых, отличается элегантностью, точностью и даже неким аристократизмом. Джедай-Изгнанник (KOTOR 2. - Riila) владел сразу несколькими стилями, но ни в каком из них не достиг высшего ранга.

Стиль I: Шии-Чо (Shii-Cho)

Когда был создан световой меч, понадобилось разработать технику боя с его применением. Так появился Стиль I, называемый еще "Стиль Сарлакка". Основой ему стали древние боевые традиции, содержащие в себе ключевые принципы боя на мечах и взятые на вооружение мастерами-джедаями той далекой поры.

Стиль I, как и все развившиеся на его основе стили, включает в себя следующие основные методы и понятия:
атака - серия выпадов, нацеленных в различные участки тела;
парирование - комбинация блоков, препятствующих попаданию меча в указанные части тела;
зоны поражения (1 - голова, 2 - левая рука, 3 - правая рука, 4 - спина, 5 - левая нога, 6 - правая нога);
тренировочные приемы на отработку реакции.

Юнлинги, джедаи-новобранцы, изучают Стиль I еще до того, как становятся падаванами и приобретают личного наставника, мастера-джедая. В "Звездных войнах: Атака Клонов" можно увидеть, как Йода учит юнлингов отражать выстрелы из бластера.

Единственный известный практик Стиля I во вселенной "Звездных войн" Кит Фисто. Но, хотя он и был непревзойденным мастером Стиля I, это не помогло ему одержать верх над Дартом Сидиусом в "Мести Ситхов". Знакомый нам по KOTOR-2 стиль Shii-Cho хорош против большого числа врагов (особенно, вооруженных бластерами), но малоэффективен, когда наступает черед сразиться с одним-единственным противником, вооруженным Силой и световым мечом.

Стиль II: Макаши (Makashi)

Стиль I, как вы уже поняли, чаще всего используется против превосходящих сил противника. В отличие от него, Стиль II, или "Стиль Йсаламири", был разработан как средство для ведения дуэли "меч на меч". Сам стиль характеризуется как весьма элегантный, - и, в то же время, мощный, - требующий чрезвычайной точности, но зато дающий использующему его возможность нападать и защищаться с минимальным усилием, изматывая противника. Стиль базируется на ловком парировании, выпадах и коротких точных ударах - в противоположность блокам и широким замахам, используемым в других стилях. Для этого стиля необходима очень тщательная калибровка светового клинка, но зато и результаты впечатляют. Правда, как только в игру включается оружие вроде бластеров, или противников становится больше, чем один, преимущества Стиля II сходят на нет.

Во времена, предшествующие Войне Клонов, джедаи редко прибегали к этой технике. На долю джедаев так редко выпадали дуэли "один на один", что они сочли Стиль II непрактичным. Однако ранее, до появления бластерного оружия, Макаши был довольно распространен.

Дарт Тиранус (также известный как граф Дуку) в "Атаке клонов" демонстрирует высочайшее искусство владения Стилем II и сражается с виртуозностью, помноженной на древнюю технику. Когда он показал Стиль II в работе, то поверг джедаев в замешательство: система их тренировок не предусматривала такие поединки, в которых противники наносят друг другу прицельные точечные удары.

Данный стиль основан на испанском стиле фехтования " La Destreza Verdadera ", который часто называют "танцем сабель" или "мечами правды"; стиль "плавный", если пользоваться терминами мастеров-фехтовальщиков, но, в то же время, довольно жесткий.

Стиль III: Соресу (Soresu)

После победы на Набу над Дартом Молом Оби-Ван Кеноби решил совершенствоваться в Стиле III, самом оборонительно-ориентированном из всех стилей, потому что Квай-Гон Джинн, наставник Оби-Вана и мастер Стиля IV (Атару), не смог противостоять Дарту Молу.

Стиль III, или "Стиль Минокка", первоначально был разработан для того, чтобы противодействовать быстро завоевывавшему популярность бластерному оружию. Традиционные недруги джедаев оказались вооруженными бластерами, и джедаи должны были найти такой способ защиты, который враг не смог бы обойти или воспроизвести.

Преследующий единственную цель: парировать выстрелы из бластера, этот стиль использует движения, совершающиеся в опасной близости от тела - чтобы достигнуть максимальной защиты и расходовать при этом как можно меньше энергии. Техника позволяет сократить до минимума площадь поражения и делает хорошо владеющего ею практически неуязвимым. В "Новой надежде" Оби-Ван Кеноби становится досягаемым до светового клинка лишь тогда, когда сам открывается Вейдеру. Практикующие Соресу без особых усилий держат оборону, поджидая, когда соперник утомится и допустит ошибку; и вот тогда еще мгновение назад пребывающий в защите джедай наносит свой сокрушительный удар. Из джедаев в стиле Соресу искусны Луминара Ундули и Баррисс Оффи.

Стиль IV: Атару (Ataru)

Приверженцы "Стиля мышеястреба" (Hawk-Bat) широко используют акробатические трюки - порой совершенно невероятные. Стиль был создан в последние столетия Старой Республики. Квай-Гон и Йода оба были мастерами Стиля IV, что и продемонстрировали в поединках с Дартом Молом и графом Дуку, соответственно. Оби-Ван Кеноби, в ту пору уже прилично владевший Атару, отказался от него в пользу Стиля III, потому что считал, что именно фатальные недостатки в Атару привели к гибели его наставника. Правда, позже Кеноби вновь прибегнул к Атару - когда ему пришлось противостоять Анакину Скайуокеру - точнее, уже Дарту Вейдеру - в финальной схватке на Мустафаре. Аайла Секура, если верить Джану Дуурсема (Jan Duursema), со-творцу джедайки-твилекки, также была мастером Атару. Этому искусству ее обучил Квинлан Вос. Палпатин использовал ситхский вариант этого стиля, который включал в себя уколы и широкие замахи.

В критических ситуациях мастера Стиля IV используют Силу для выполнения своих акробатических трюков. Беспрерывно крутящиеся, подпрыгивающие, с молниеносной быстротой перемещающиеся джедаи при этом представляются в виде размытого пятна. Чтобы демонстрировать чудеса акробатики, нечеловеческую реакцию и физическую мощь, даруемую этим стилем, мастер-джедай должен полностью отдаться во власть Силы, позволить ей проникнуть во все уголки своего существа. Достигнув полного единения с Силой, он может более не думать о таких вещах, как немощь и старость.

Стиль V: Шиен/Джем Со (Shien / Djem So)

Стиль V (или "Стиль Крайт-дракона") - мощный стиль, разработанный практиками Стиля III - теми, что предпочли более наступательную тактику. Оборонительная природа Стиля III часто приводит к опасному затягиванию боя. Стиль Шиен является результатом комбинации стилей II и III. Анакин - и будучи самим собой, и превратившись в Дарта Вейдера, - а также Люк Скайуокер и Пло Кун были мастерами Стиля V.

Стиль V базируется на оборонительных приемах, заимствованных из Стиля III, но превращающих защиту в нападение. Типичный пример: если стиль III используют, чтобы парировать выстрел из бластера, то стиль V ориентирован на то, чтобы перенаправить заряд в сторону противника. Такой прием одновременно и защищает владеющего им, и наносит поражение противнику. Точно так же в этом стиле используется классический прием парирования из стиля II, но только в случае со стилем V джедаи одновременно с отражением удара проводит контратаку. Еще одно отличие от стиля III - то, что последователи стиля Шиен используют лобовую атаку и кромсают врага направо и налево в попытке сломить его сопротивление грубой силой. Агрессивная философия стиля V вызывает неодобрение у многих джедаев.

Вейдер создал свойсобственный вариант стиля V, в котором он пользуется только одной рукой, а другую небрежно держит отведенной в сторону. Это можно рассмотреть в самом начале поединка из "Империя наносит ответный удар".

Сочетая в себе агрессивные, но доведенные до совершенства приемы стиля II, и превосходные оборонительные функции стиля III, Shien / Djem So доказал свою эффективность.

Стиль VI: Ниман (Niman)

"Стиль ранкора", стиль VI, был стандартным боевым стилем в эпоху до и во время Войны Клонов и Резни Джедаев (Jedi Purge). Эту боевую дисциплину часто называют "Стилем дипломата". Итог можно наблюдать в "Атаке клонов": практически все джедаи, применявшие стиль VI, были убиты на Джеонозисе. Эта же печальная участь постигла и Коулмана Требора, чье владение стилем Ниман не спасло его от мастерского выстрела Джанго Фетта.

В стиле VI была предпринята попытка уравновесить все элементы боя на световых мечах путем заимствования приемов из тех стилей, которые не были в сильной степени ориентированы на сражение. Результат: последователи стиля VI в равной степени - хотя и на весьма среднем уровне - владели всеми основными боевыми приемами; такой путь подходил для дипломатов, поскольку они, вместо утомительных тренировок, могли больше времени уделять политике.

Стиль VII: Джуйо (Juyo)

Называемый еще "Стилем Ворнскра", стиль VII оставался недоработанным в течение целого тысячелетия. Позже стиль решил усовершенствовать и развить мастер Мейс Винду; он превратил его в боевой стиль Ваапад. Самый вызывающий и самый сложный из всех стилей, Ваапад требует неимоверной концентрации, высокого уровня мастерства и отличного владения другими стилями. Только три джедая смогли полность овладеть искусством Ваапада: Мейс Винду, Депа Биллаба и Сора Балк, который, в свою очередь, научил Квинлана Воса некоторым приемам. Сора Балк помогал Винду совершенствоваться в Ваападе, но оказался слишком слаб, чтобы противостоять течениям Силы, и склонился на Темную Сторону. Таким образом, это Ваапад овладел им.

Дерзкие, прямолинейные движения в Ваападе используются в комбинации с самыми передовыми приемами, включающими в себя подпитанные Силой прыжки и выпады. Стиль VII выглядит не столь эффектно, как стиль IV, однако техника открытых движений приводит к очень непредсказуемому стилю сражения. Мощное стаккато из рубящих ударов, мельтешение рук и ног заставляют противника думать, что в этих движениях нет никакой последовательности - и приводят его в замешательство.

Стиль VII вобрал в себя эмоциональный и физиологический напор стиля V, но управляет им более эффективно (если джедай владеет стилем достаточно хорошо). При должном контроле стиль VII может придать использующему его невероятную мощь.

Однако, Ваапад стоит у самой кромки падения на Темную Сторону, поскольку для проведения атак использует гнев и другие отрицательные эмоции. Только мастерство Винду и его преданность Свету не позволяют ему попасть под влияние Темной Стороны; вот почему Ваапад считается опасным и используется столь редко. Два других известных практика Ваапада, Сора Балк и Депа Биллаба, склонились на Темную Сторону.

В KOTOR 2, события в котором разворачиваются примерно за 4000 лет до Войны Клонов, Juyo является одним из используемых боевых стилей - даже при том, что он не был до конца сформирован. Это доказывает, что Juio был весьма эффективным боевым стилем еще за тысячи лет до того, как Мейс Винду превратил его в Ваапад.

Дарт Мол использовал разновидность Juyo (не Ваапада, поскольку Ваапад создал Винду и никогда не преподавал его ситхам) вкупе с другими боевыми искусствами.

Иные стили ведения боя

Следующие формы не входят в число семи главных стилей; их можно рассматривать как неофициальные. Все они, как правило, основаны на других стилях - за исключением Стиля Зеро (Zero), который подчеркнуто избегает конфликта всегда, когда только возможно.

Стиль VIII: Сокан (Sokan)

Разработанный древними рыцарями-джедаями во время Великой Ситхской Войны, Сокан объединил в себе тактику подвижности и уверток с хореографией IV боевого стиля. Сокан отличают быстрые удары световым мечом по жизненно важным органам противника в сочетании с ловкими кувырками и стремительными перемещениями. Противоборствующие стороны использовали специфику ландшафта, чтобы заманить соперника в такое место, где можно с наибольшим эффектом применить Сокан.

Оби-Ван использовал элементы Сокана во время схватки с Анакином на Мустафаре в Эпизоде III: Оби-Ван искал подходящую возвышенность, чтобы воспользоваться более удобным расположением и одолеть Анакина, используя его слабые места.

Стиль IX: Шиен (Shien)

Чтобы применить стиль Шиен, джедай должен держать световой меч горизонтально. Конец клинка указывает на соперника; световой меч описывает дугу, и в это время джедай быстрым движением перебрасывает меч из одной руки в другую. В игре "Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords" мастер Зез-Кай Эль преподает Изгнаннику этот стиль, если Изгнанник выбрал путь джедая-защитника или джедая-охранника. (Не путайте данный стиль со стилем V: Shien / Djem So).

Стиль Х: Ниман (Niman)

Ниман позволял джедаю сражаться сразу двумя мечами, по одному в каждой руке, как это продемонстрировал в "Атаке клонов" Анакин Скайуокер. Один клинок использовался для нападения, другой - для защиты (для отражения ударов) или же в качестве дополнительной возможности для атаки. Многие из джедаев пытались овладеть искусством Нимана, желая получить хотя бы зачаточные навыки двухклинковой атаки, но лишь немногие из мастеров светового меча полностью постигли эту премудрость. Серра Кето (Serra Keto), Сора Балк и Асажж Вентресс практиковались в стиле X; а еще, возможно, мастером этого стиля был Дарт Реван. (Не путайте этот Ниман со стилем VI Ниман).

Этот стиль - по сути, тот же самый стиль I, за исключением зон поражения. Здесь они такие: 1 - голова, 2 - левая рука, 3 - правая рука, 4 - левое бедро, 5 - правая нога, 6 - левая нога.

Стиль "Зеро"

Не будучи, по существу, боевым стилем, стиль "Зеро" нес в себе идею о том, что джедай всегда должен знать, когда нужно вынимать световой меч, а когда - найти иной способ решения проблемы. Стиль был придуман мастером Йодой для того, чтобы джедаи избегали соблазна начать "Агрессивные переговоры", вместо этого используя другие джедайские трюки - вроде хорошо известной ментальной уловки.

Ситхи, всегда стремящиеся к полному превосходству над личностью противника, используют все возможные средства - в том числе, и свою собственную доктрину боя на световых мечах. Dun mцch сочетался с колкостями, насмешками и шутками, отпускаемыми в адрес противника и позволяющими выявить его слабые стороны, сомнения или противоречия. Другой вариацией Dun mцch было использование Силы для того, чтобы швырять в противника во время боя большие тяжелые предметы, отвлекающие его внимание и способные нанести серьезные увечья. Дарт Вейдер использовал такой прием против Люка в "Империи". Граф Дуку и Дарт Сидиус применяли его против Йоды в "Атаке клонов" и "Мести ситхов", соответственно.

Бросок меча

Порой джедаи или ситхи, чтобы поразить объект, находящийся вне досягаемости, используют особый прием, называемый "броском светового меча". Когда световой меч запущен в цель, клинок вращается быстро, подобно пропеллеру, и, при попадании в цель, разрубает ее на части. Квалифицированные мастера применяют Силу, чтобы управлять траекторией светового меча и заставлять его возвращаться обратно в руку.
Когда Йода в "Мести ситхов" прокладывал себе путь в Храм Джедаев, он использовал эту технику, чтобы убить напавшего на него клонтрупера.

Когда Люк Скайуокер в "Возвращении джедая" запрыгнул на мостик, Дарт Вейдер метнул свой световой меч и перерубил опоры моста; некоторые считают, что Вейдеру не хватало ловкости, проворства или Силовой мощи, чтобы самому заскочить на мостик. Другие полагают, что это была искусная демонстрация Силы, чтобы повергнуть в смятение и запугать неопытного противника. Согласно третьему мнению, Вейдер, памятуя о печальном итоге его сражения с Оби-Ваном на Мустафаре, решил не искушать судьбу дважды и не соваться под меч тому, кто стоит выше.

Этот боевой стиль применялся лишь одним или двумя, самыми могущественными, джедаями. Во время боя джедай держит световой меч в руке, но не активирует его. Он уклоняется от атак или защищается, применяя только Силу. Наиболее квалифицированные из джедаев в промежутках между атаками противника предпринимают Силовое контрнаступление. Дождавшись нужного момента, они быстрым движением включают-выключают меч, вонзая световой клинок в тело соперника. Враг неизбежно получает серьезное ранение или погибает. Эта техника чрезвычайно сложна в использовании, и джедай, избравший ее, должен быть очень могущественным форсъюзером. Еще, как считается, этот стиль - из арсенала Темной Стороны, поскольку убийство здесь происходит исподтишка; кроме этого, Тракату можно использовать и вне поединка, чтобы избавиться от кого-то, стоящего поблизости. Несмотря на то, что лучшее применение Тракате можно найти в поединке на световых мечах, эту технику можно использовать и для отражения бластерных выстрелов.

"Нестандартный" (The unorthodox)

Некоторые приемы выпадают из контекста традиционных, практикуемых джедаями боевых стилей. Персонажи вроде генерала Гривуса из Эпизода III могут использовать более свободные движения. Цель его стремительных атак состоит в том, чтобы сбить с толку и смутить мастеров классической школы. Гривус весьма преуспел в подобных трюках за счет гибкости своих сочленений, компьютерной реакции и добавочной пары рук. Только самые опытные и умелые из джедаев могли противостоять его атакам. Например, Гривус мог взять в каждую из своих четырех рук по мечу, выставить две руки вперед и, быстро вращая ими в воздухе, соорудить импровизированный щит. Подобный трюк Гривус использовал против Оби-Вана на Утапау, но Кеноби сумел справиться с ним, выждав удобный момент и отыскав слабое место в обороне.

Другой уникальный стиль владения световым мечом - стиль Ади Галлии (ставшей жертвой Гривуса): она держала меч клинком назад (стиль тыльной стороны руки).

Движения и удары

Во всех семи боевых стилях применяются старинные термины, которые джедаи используют для описания задач, путей достижения цели и тех результатов, которые могут быть получены в ходе боя на световых мечах.

Чо маи (Cho mai)
Термин cho mai используется, чтобы описать отсечение руки противника, держащей оружие. Этот удар говорит о том, что нанесший его джедай стремится нанести противнику минимальное повреждение; cho mai также свидетельствует о высоком мастерстве джедая.

Cho mak
Отсечение конечности противника, например, ноги гуманоида.

Cho Sun
Этим термином описывается движение, приводящее к отсечению той руки противника, которая держит оружие.

Sai cha
Термин sai cha используется, чтобы описать тот редкий случай, когда джедай казнит своего противника. Этот прием предназначен для наиболее опасных соперников - тех, кому джедаи не могут позволить остаться в живых. Sai cha - это то, что Анакин Скайуокер сделал с графом Дуку в Эпизоде III.

Sai tok
Прием, порицаемый джедаями из-за его ситхской природы, разрубает противника на две части, отделяя ноги от туловища в районе талии. Оби-Ван Кеноби, будучи падаваном, сделал это с Дартом Молом в "Скрытой угрозе".

Shiak
Shiak - это акт милосердия, закалывание смертельно раненого врага.

Shiim
Нанесение противнику небольшой царапины краем лезвия светового меча. Также считается признаком отчаяния или бессилия в борьбе против более могущественного врага.

Sun djem
Sun djem - атака, целью которой является выбить оружие из рук противника. Ее проводят, когда не хотят нанести сопернику физический ущерб.

Движения

Jung
Поворот на 180 градусов.

Jung ma
Этот термин используется, чтобы описать маневр разворота на 360 градусов, во время которого накапливается энергия для атаки на врага.

Kai-kan
По сути, это не прием, а трюковая постановка известного, обычно древнего и очень опасного поединка на световых мечах, который могут исполнить только хорошо обученные джедаи.

Sai
Термин, используемый для описания движения, которое джедаи выполняют в случае проведения атаки по ногам. Джедай подпрыгивает вверх, используя Силу, и контратакует сверху, используя ускорение свободного падения для увеличения мощности удара.

Shun
Этот термин используется тогда, когда джедай совершает поворот на 360 градусов, используя собственную руку в качестве рычага и получая дополнительную скорость для атаки.

Элегантное оружие из более цивилизованных времен... Да неужели? Что ж, полагаю, времена изменились.

Клон-командос RC-1138 по прозвищу Босс, Star Wars: Republic Commando

Мы постоянно рассказываем вам об оружии, распространенном в компьютерных играх, которое имеет прототипы в истории человечества. Однако в фантастических играх сплошь и рядом встречаются приспособления для убийства, аналогов которым никогда не существовало на Земле. И сегодня мы начинаем серию статей, посвященных самым ярким фантастическим видам вооружения. Наш первый рассказ посвящен одному из самых узнаваемых оружий современной фантастики — световому мечу. Вот уже почти тридцать лет это необычное оружие, придуманное Джорджем Лукасом, остается визитной карточкой «далекой Галактики».

Батарейки в комплект не входили

Один из ранних концептов «Новой надежды» изображает штурмовиков со световыми мечами.

Чтобы оценить все качества светового меча, как положительные, так и отрицательные, надо сначала узнать, как и для чего было создано это оружие. Не секрет, что изначально Джордж Лукас собирался снабдить световыми мечами большинство обитателей своей вселенной. К счастью, знаменитый режиссер отказался от этой идеи, и световой меч не стал такой же обыденностью, как вульгарный бластер. Ведь именно ореол таинственности, окружавший могущественных джедаев, вызвал такой интерес к тому, что с ними связано, — в том числе и к оружию.

Считается, что в древние времена — за много тысячелетий до событий, известных нам по фильму — технологию светового меча разработали первые рыцари Ордена джедаев. Хотя создать «ограниченный луч света» эти первые образцы меча уже могли, их потенциал оставался крайне невысок из-за крупных размеров. В распоряжении рыцарей-изобретателей просто не было компактного источника энергии, который поддерживал бы функционирование светового меча. В результате рукоять меча, тоже значительно более крупная, чем те, что мы привыкли видеть, не могла работать автономно, и ее приходилось крепить к тяжелым батареям, которые часто носили за спиной, как рюкзак.

Световой меч превратился из высокотехнологичной, но неудобной в использовании разработки в традиционное оружие джедаев, когда рыцарям удалось найти альтернативный источник питания. Им стал диатиумный энергоблок, по размеру не превосходящий батареи, используемой в бластерах — или, если хотите земной аналог, в мобильных телефонах. В «современных» световых мечах энергоблок занимает примерно треть объема рукояти меча, размеры которой редко превышают два десятка сантиметров.

Арка светового лезвия

Два световых меча против одного живого посоха.

Форма меча ограничена лишь воображением ее создателя.

Любая рукоять светового меча, если посмотреть на нее со стороны, представляет собой металлический цилиндр с некоторым количеством регуляторов непонятного, на первый взгляд, назначения и декоративными элементами. Обязательно должен присутствовать разъем для перезарядки батареи и практически всегда имеется приспособление для крепления рукояти к поясу — остальное опционально и зависит от того, кто собрал данный конкретный меч. Считается, что по внешнему виду рукояти опытный мастер может узнать почти все о характере его владельца.

Из кнопок, находящихся на корпусе меча, по-настоящему необходима всего лишь одна — та, которая активирует клинок. Хотя обычно во время сборки меча рыцарь добавляет несколько дополнительных элементов: например, предохранитель (что может быть глупее, чем отрезать собственную ногу случайно активированным мечом?), приспособление для диагностики состояния оружия или регулятор, позволяющий настраивать длину клинка.

Конечно, при первом взгляде на меч джедая сразу возникает вопрос: каким образом это устройство создает «ограниченный луч света», длиной чаще всего чуть больше метра?.. Дать ответ возможно, только разобравшись во внутреннем строении оружия.

Внутри цилиндрического корпуса помимо энергоблока, занимающего нижнюю часть рукояти, находятся: кристаллы, фокусирующие энергию батареи; магнитный стабилизатор клинка; линза, проводник энергии, изолятор, а также важнейшие схемы, создающие энергетическое поле, без которого генерация клинка оказалась бы невозможна.

Внутренности светового меча.

Электромагнитное поле создает дуговой эффект, в результате которого поток энергии оказывается замкнут и поддается контролю. Энергия проходит через положительную линзу и притягивается к отрицательному входному отверстию, что формирует ту самую дугу — некий аналог энергетической арки. На самом деле, хотя мы видим цельный клинок, он представляет собой узкую вытянутую петлю высокочастотного потока чистой энергии. Она выходит из батареи, принимает форму светового клинка, а затем возвращается в энергоблок и восстанавливает заряд. Такая технология позволяет свести потери энергии практически к нулю — она расходуется только на преодоление внешнего сопротивления, а в остальное время замкнутая система поддерживает сама себя.

Сердце меча

Отдельного рассмотрения требуют фокусирующие кристаллы, которые не только обеспечивают функционирование светового меча, но и определяют его цвет и свойства. Внутри меча может быть как один, так и несколько кристаллов — только во втором случае джедай может изменять длину клинка. Именно кристаллы благодаря особой структуре превращают пучок энергии в узкий луч света — аналог клинка холодного оружия.

К сожалению, подходящей структурой обладает далеко не каждый кристалл, и какой-нибудь обычный алмаз для создания светового меча не годится. Во времена расцвета Ордена джедаев было известно всего несколько планет, на которых рыцари могли найти для себя подходящие кристаллы.

Набор «Сделай сам». Только для джедаев!

От фокусирующего кристалла зависит как цвет меча, так и его свойства.

Порой использовали — чаще всего по необходимости — не сами кристаллы, а их необычные аналоги. Скажем, некоторые драгоценности. А Анакин Соло сумел приспособить для фокусировки даже живой организм, тело которого обладало схожими с кристаллом свойствами.

Извечные противники джедаев, ситхи предпочитали вставлять в свои мечи искусственные кристаллы, которые сами создавали в высокотемпературных печах с помощью Силы. Световые мечи с искусственными кристаллами обычно не только имеют кроваво-красный цвет клинка, но к тому же способны вызвать перегрузку и сбой в работе обычного светового меча. Любопытно, что кристалл для своего второго меча Люк Скайуокер создал именно по ситхской технологии.

Так или иначе, когда подходящий кристалл подобран, рыцарь обрабатывает его, в том числе и Силой, после чего может приступать к сборке меча. Это процесс не только технический, но и мистический — порой он сопровождается глубокой медитацией, ведь меч — не только оружие, в него заложена частичка души и сущности джедая, его создавшего. И горе тому, кто поторопится или неправильно сфокусирует кристалл: оружие взорвется в руках незадачливого инженера-самоучки. Необходимость применять в процессе изготовления Силу — главная причина, по которой световые мечи не получили широкого распространения в Галактике.

Оружие для хранителей мира

Руку уже не вернешь, но и смерть от потери крови падавану Рошу не грозит.

Джедаи используют меч в основном для защиты, что очень хорошо подходит их идеалам хранителей мира, а не солдат: ведь, если доходит до стрельбы, рыцарь всегда может отразить выстрел бластера — в том числе и обратно в неприятеля. Впрочем, это касается лишь энергетического оружия — пуля просто расплавится при столкновении с клинком. А раны, наносимые световым мечом, никогда не кровоточат, так как клинок не только рассекает органические ткани, но и тут же прижигает их. Все это превращает световой меч в сравнительно гуманное оружие.

Кроме того, меч обладает крайне полезным свойством — резать практически любой материл, встречающихся во вселенной «Звездных войн». Обычную сталь он рассечет мгновенно, с броней космического корабля придется повозиться, но не устоит и она.

Это интересно: к сожалению, в играх редко удается использовать световой меч таким образом — в лучшем случае в паре ключевых эпизодов дадут прорезать очередное препятствие. Разработчики мультиплатформенного боевика The Force Unleashed работают над тем, чтобы исправить это упущение, и обещают, что с помощью Силы и меча игроки смогут разрушить практически любую преграду.

Защите от колющих ударов ситх, похоже, учился у какого-то теннисиста.

Впрочем, в первую очередь световой меч предназначен все-таки для ведения боя. Но тут надо отметить, что фехтование на световых мечах сильно отличается от работы с любым холодным оружием, существующим на нашей планете. Во-первых, световой меч не имеет режущей кромки, а значит, любое касание тела противника автоматически приводит к ране. Не зря же в каждом фильме Саги присутствует хотя бы одна отрубленная конечность.

Во-вторых, клинок светового меча не имеет веса — весь вес меча сосредоточен в рукояти, что в корне меняет баланс оружия и приводит к массе размашистых и эффектных движений, невозможных в схватке на обычных мечах. К тому же при соприкосновении двух клинков они, как одинаково заряженные магниты, отталкиваются друг от друга, и, чтобы удержать клинки в соприкосновении, от бойцов требуются немалые усилия. Так что в поединке на световых мечах очень большую роль играет инерция.

Стоит также добавить, что электромагнитное поле создает гироскопический эффект, который мешает контролировать меч. Без Силы эффективно применять световой меч как для защиты, так и для нападения практически невозможно. Это вторая причина, по которой рядовые обыватели не бороздят далекую галактику со световыми мечами на поясе.

И, наконец, в-третьих — в любом поединке на световых мечах важную роль играют не столько боевые навыки, сколько умение бойцов использовать Силу. Увеличив с ее помощью свою силу или реакцию, джедай превзойдет в бою лучших мастеров фехтования.

На съемках: актеры и каскадеры использовали при постановке боев макеты мечей, «лезвия» которых делались из легкого сплава. Невесомым клинком сложно наносить колющие удары — их в фильмах практически нет. Поэтому в основном герои «Звездных войн» используют в бою широкие, эффектные и совершенно не эргономичные рубящие удары.

Против лома нет приема?

Во вселенной «Звездных войн» есть лишь несколько материалов, способных остановить световой меч. Первый из них — это любое энергетическое поле. Второй — особые организмы, выведенные пришельцами из иной Галактики — юужань-вонгами. Эти существа могут изменять структуру собственного тела, что и помогает им справляться с ударами светового меча.

Но наибольшее распространение получил кортозис — особый металл, который впитывает любую энергию и, соприкоснувшись с активированным световым мечом, на время делает его неработоспособным. Из кортозиса нередко делали себе оружие или доспехи те, кто по той или иной причине опасался конфликта с джедаями или ситхами.

Способен выдерживать удары светового меча и металл под названием прик, из которого было создано оружие телохранителей генерала Гривуса, а также особый сплав, созданный мандлорцами.

В играх серии Knights of the Old Republic герой с вибромечом мог на равных сражаться с персонажем, владеющим световым мечом, но это было сделано в угоду игровому балансу и противоречит законам далекой Галактики.

Семь стилей

Хотя фехтование на световых мечах основано в первую очередь на владении Силой, было бы ошибкой утверждать, что сами джедаи не обладают никакими боевыми навыками. За века существования Ордена рыцари создали семь основных стилей боя на световых мечах.

    Первая форма: Шии-Чо . Также известная, как «путь Сарлакка» — самый древний и простой стиль фехтования на световых мечах. Эта форма достаточна груба и эффективна лишь в сражении с многочисленными, но не слишком сильными противниками. Азы Шии-Чо постигают практически все джедаи на ранней стадии обучения.

    Вторая форма: Макаши . Этот элегантный стиль создан специально для поединков на световых мечах. В отличие от других стилей, в основном подразумевающих двуручный хват меча, в Макаши преобладают приемы, которые исполняются при хвате одной рукой. Минимум затрат энергии, изящные финты и хитрые комбинации ударов — вот основные преимущества этой техники, однако даже опытный мастер Макаши может оказаться в сложной ситуации, встретившись с противником, полагающимся на грубую силу.

    Третья форма: Соресу . Форма Соресу предназначена прежде всего для защиты — от бластерного огня или яростных наскоков противника. Философия этого стиля требует изучить противника во время боя, выждать нужный момент и нанести один-единственный решающий удар, что требует невероятной концентрации и терпения. Мастером этой формы был Оби-Ван, продемонстрировавший умение защищаться и внезапно атаковать в поединках со своим бывшим учеником и генералом Гривусом.

    Мастер Атару против адепта Джуо.

    Четвертая форма: Атару . Настоящая находка для агрессивных бойцов, полагающихся на мощь и скорость. Невероятные акробатические кульбиты, постоянное перемещение и стремительные атаки — вот что отличает приверженцев этой техники, таких, как мастер Йода и Кви-Гон Джинн. Однако этот стиль не подходит для затяжных дуэлей, так как слишком сильно выматывает бойца.

    Пятая форма: Шиен (Джем Со) . Любимый стиль Дарта Вейдера представляет собой более атакующий и мощный вариант Соресу. Эта техника проповедует моментальный переход из защиты в атаку столь сильную, чтобы перед ней не устояла ни одна защита. Существуют две разновидности пятой формы: Шиен разработан для защиты от дистанционных атак и использования их против неприятеля, а в Джем Со акцент сделан на подготовку к дуэлям на световых мечах.

    Шестая форма: Ниман . Шестой стиль, более известный как «дипломатический», наиболее сбалансированный, но и самый малоэффективный из семи. В Нимане практически нет слабых сторон, но и особых преимуществ он предоставить не может. Гораздо большую опасность для противника представляет джедай, овладевший подвидом шестой формы под названием Джар’Каи. Он был создан специально для тех, кто считает, что два меча — гораздо лучше, чем один.

    Седьмая форма: Ваапад . Самая молодая форма боя, она была разработана Мейсом Винду за несколько десятилетий до падения Старой Республики на базе так и не оформившейся в полноценный стиль техники Джуо. В Ваападе акцент делается на подавляющую мощь и умение находить слабые стороны противника, используя их против него. Считается, что невозможно в полной мере овладеть этим стилем, не изучив предварительно остальные шесть техник — кроме Мейса это удалось сделать лишь одной его ученице, Депе Биллабе.

Любая из форм владения световым мечом — не просто набор стандартных движений и комбинаций, но отражение философии джедая, который применяет ту или иную технику, хотя зачастую рыцари обучались сразу нескольким техникам.

Однако вместе со многими другими знаниями джедаев прошлого часть секретов этих техник была утрачена за время правления Палпатина. Поэтому во времена Нового Ордена джедаев появились три упрощенные техники владения световым мечом — «скоростная», «средняя» и «силовая». Первая основана на коротких быстрых атаках, вторая полагается на простоту и изящество, а третья на грубую мощь и медленные удары. Мастером и инструктором всех трех стилей стал известнейший джедай Новой Республики — Кайл Катарн.

Интервью с Ником Гиллардом

Специально для этой статьи мы попросили ответить на несколько вопросов Ника Гилларда — каскадера, руководившего постановкой боев на световых мечах в новой трилогии «Звездных войн».

ЛКИ : Ник, как получилось, что именно вам доверили постановку поединков на световых мечах в приквелах «Звездных войн» ?

Ник Гиллард : Я прежде работал в качестве каскадера в нескольких проектах Lucasfilm: в трилогии «Индиана Джонс», фильме «Уиллоу» и сериале «Хроники молодого Индианы Джонса». Очевидно, я сумел хорошо себя зарекомендовать, и меня пригласили заняться боями в новых эпизодах Саги.

Актер и каскадер — друзья навек.

ЛКИ : Вы были исполнителем задумок Лукаса или сами вносили какие-то идеи относительно постановки сражений?

Н.Г. : Джордж Лукас ни в малейшей степени не ограничивал меня, наоборот, он разрешил мне делать практически все, что я захочу. Я решил создать для джедаев Старой Республики совершенно особенный стиль боев на мечах, отличающийся от любого классического стиля фехтования. По-моему, получилось очень зрелищно, и хотелось бы развить этот стиль в новых проектах по «Звездным войнам».

ЛКИ : В приквелах роль графа Дуку исполнил актер Кристофер Ли, которому уже перевалило за семьдесят. Стал ли его возраст для вас помехой — ведь ему приходилось сражаться с гораздо более молодыми партнерами?

Н.Г. : Хотя Ли и не молод, у него есть другое важное качество — богатейший опыт. Он отлично владеет мечом и старался как можно больше трюков исполнить сам. Лишь в нескольких эпизодах мы использовали услуги каскадера и компьютерную графику.

ЛКИ : Не утихают дискуссии о том, сумел ли Мейс Винду действительно одолеть Палпатина или будущий Император поддался. Можете ли вы разрешить этот спор?

Н.Г. : Это действительно очень сложный вопрос. Вполне возможно, что Палпатин сомневался в своей способности обратить Избранного на Темную сторону Силы и поэтому уступил в поединке Мейсу... с другой стороны, кто в здравом уме станет утверждать, что понимает, что творится в голове у ситха?..

Мечи необычные... и слишком обычные

Тайный ученик Дарта Вейдера из игры The Force Unleashed, в отличие от большинства джедаев и ситхов, предпочитает обратный хват меча.

Один из самых необычных дизайнов рукоятей световых мечей, придуманный специально для игры The Force Unleashed.

Обычно джедаи очень дорожат оружием, собранным собственными руками, и стараются не расставаться с ним всю жизнь. Однако известны примеры того, как джедай, достигнув высокого уровня, собирал себе новый, более мощный меч — так, например, поступил Мейс Винду после того, как его приняли в Совет джедаев.

Хотя в общем и целом структура практически всех световых мечей идентична, каждый из них оригинален и несет на себе отпечаток характера хозяина. Существует немало совершенно уникальных моделей, связанных с особенностями джедаев. Скажем, длина рукояти меча мастера Йоды в несколько раз меньше стандартной.

Однако такие короткие мечи подходят не только низкорослым джедаям вроде старика Йоды. Зачастую их используют в роли кинжала — как пару к обычному световому мечу. И наоборот, известны световые мечи с длиной клинка до трех метров — практически копья. Конечно, для человека такое оружие не слишком удобно, а вот представителям более крупных рас — в самый раз.

Часто юные джедаи начинали практиковаться со световым мечом в возрасте пяти-шести лет. Конечно, для маленьких детей полноценный световой меч представляет смертельную опасность: ведь единственное неловкое движение может повлечь за собой увечье или смерть. Для защиты подрастающего поколения были разработаны тренировочные мечи — их клинки слабее сфокусированы и потому не так опасны.

В поединке один на один польза от светового шеста невелика.

Кто сказал, что джедай и агрессия — вещи несовместимые?

Бывшая пассия Люка — леди ситхов Лумайа — большая поклонница светового хлыста.

Пожалуй, самым ярким и запоминающимся внешним видом из всех типов светового оружия обладает световой посох. Впервые поклонники «Звездных войн» увидели его в «Призрачной угрозе». Яркий стиль боя Дарта Мола, владевшего световым посохом, сразу запомнился зрителям и сделал это оружие очень популярным. Но Мол не сам выдумал световой посох — это оружие имело большое распространение во времена Старой Республики, моду на него ввел другой ситх — Экзар Кун, хотя ходят слухи, что и он позаимствовал идею у еще более древних ситхов. Рукоять посоха почти в два раза больше обычной, оба ее конца способны генерировать световые «лезвия». Естественно, владение таким оружием требует особой подготовки, иначе скорее зарубишь себя, чем противника. Но при высоких навыках бойца посох превращается в мощнейшее оружие, которое одинаково хорошо служит и в атаке, и в обороне, в том числе против нескольких оппонентов сразу. Впрочем, джедаи редко использовали световой посох, считая его слишком агрессивным оружием.

Оружием ситхов считается и другая необычная разновидность светового меча — световой хлыст. Рукоять хлыста, как и меча, генерирует поток энергии, но не стабильный и «твердый», а в виде нескольких длинных змеевидных лучей света, остановить которые с помощью обычного меча нелегко даже умелому джедаю.

Примерно через столетие после гибели Палпатина появилась новая Империя, опиравшаяся на орден Имперских рыцарей. Все его члены собирали для себя абсолютно идентичные мечи, чтобы подчеркнуть свою преданность Империи и отречение от личных амбиций.

Смерть псам-джедаям

Дав в руки джедаям и ситхам столь грозное оружие, Джордж Лукас поставил в весьма невыгодное положение остальных жителей своей фантастической вселенной. Хотя и среди тех, кто обделен Силой, находятся умельцы, способные применять в бою световые мечи. Речь, разумеется, о генерале Гривусе, доказавшем, что на равных бороться с джедаем может не только ситх.

Когда-то Гривус был полководцем на мелкой планете, но однажды после крушения корабля от его тела почти ничего не осталось. Специально для него создали механическое тело невероятной мощи, что и позволило ему на равных сражаться с джедаями.

А какой мог бы получиться кухонный комбайн...

Помимо физической силы дроида Гривус получил невероятно быструю реакцию, которая сравнима с увеличенной благодаря Силе реакцией джедаев. Уникальная конструкция тела делает Гривуса очень быстрым, настолько, что обычным глазом практически невозможно различить его движения; кроме того, все механическое тело генерала напичкано неприятными для врага сюрпризами.

Насколько известно на данный момент, Гривус остается единственным созданием, не обладавшим Силой, но сражавшимся с помощью световых мечей, причем на уровне, не доступном даже джедаям. Ведь все шесть конечностей генерала — четыре руки и гибкие ноги — одинаково хорошо приспособлены для владения оружием.

Однако нашлось слабое место и у могучего генерала. Он излишне полагался на даруемую кибернетическим телом скорость и свой мощный, но слишком однообразный стиль боя на световых мечах, что его и погубило. Кстати, стоит отметить забавное хобби Гривуса: ненавидя джедаев, он коллекционировал мечи поверженных им рыцарей, а затем использовал их в бою против других джедаев.

Не менее эффективными в бою с джедаями оказались и воины юужань-вонги, основным оружием которых служили амфижезлы — живые создания, способные служить аналогом хлыста или отвердевать, превращаясь в булаву на длинной рукояти, способную плеваться ядом.

Впрочем, главным преимуществом юужань-вонгов оказалось не оригинальное оружие, а их иммунитет к Силе. Джедаи не могли предугадывать действия своих противников, что сделало тех серьезной угрозой для рыцарей только что возродившегося из небытия Ордена.

Таким образом, световой меч, хоть и дает джедаю очевидное преимущество над большинством противников, не делает его неуязвимым. Как и любое другое оружие, даже лучший световой меч не спасет того, кто не владеет им в совершенстве.



Конечно, в реальности вряд ли будет создано что-то похожее на световой меч — хотя Лукас сотоварищи и придумали псевдонаучное объяснение его работе, — но разве от этого он теряет свое очарование? И пусть световые мечи, будучи зарегистрированной интеллектуальной собственностью LucasArts, никогда не появятся в других вселенных, они по праву заслужили место в списке лучших изобретений современной фантастики как самое универсальное и многофункциональное оружие ближнего боя.

Публичная бета включена

Выбрать цвет текста

Выбрать цвет фона

100% Выбрать размер отступов

100% Выбрать размер шрифта

Лирическо-юмористическое отступление (не является серьезной информацией) Формы боя на световых мечах Сначала появились мечи. Потом - первая форма (логично, да?) 1.Шии-чо Самые что ни на есть азы. В первой форме побеждает тот, кто сильнее махнет мечом. Название происходит от "ты че?!" - слов, с которых в древности начинались дуэли на световых мечах. Ну, это умеют все младшие ученики. 2. Макаши "Мало каши ели" - говорили тем ученикам, которые носили очки и постоянно проигрывали в поединках по первой форме. Те долго терпели, а потом придумали вторую форму, в которой выигрывал тот, кто махнет мечом не сильнее, а хитрее. И назвали ее в свою честь - Макаши. Классический пример - граф Дуку. Самые невезучие ученики и ученицы подрабатывали при храме джедаев грузчиками и уборщицами. Однажды им это надоело(ох, с этого всегда начинаются нехорошие истории) и они изобрели 3 и 4 форму. 3. Соресу(происходит от "сор несу") - позволяет убрать мусор с минимальными усилиями и не запачкаться при этом. Классический пример - Кеноби. Вот уж кто известен, как величайший мусорщик Галактики, убравший Гривуса и Скайвокера. 4. Атару ("А тару?" - спросили джедаи-грузчики. - Обойдетесь без тары, одной Силой, - ответили им. Ну они и обошлись) - позволяет грузить что угодно и кого угодно из любого положения. Классический пример - Йода. То он истребитель поднимает, то кабинки передвигает... 5. Джем-со. Впоследствии выяснилось, что кормить учеников одной только кашей недостаточно - нужны витамины. Новое поколение джедаев перешло на джем и в результате начали побеждать страдающих авитаминозом и не таких ловких противников. Типичный пример - Вейдер(навитаминился, куда до него старому уборщику Оби-вану). 6. Ниман (от "нема ничего нового") - форма, в которой по кусочку от первых пяти форм. Считалась самой продвинутой формой. Типичный пример - большинство джедаев, трупы которых покрыли арену Геонозиса (самая продвинутая, да?). 7. Джуйо(от "давай жуй!"). Очередные реформаторы пояснили всем, что едят ученики кашу, джем или еще что-то, главное - чтобы они тщательно пережевывали пищу. Любой, знающий 7 форму, может разжевать и выплюнуть противника (в переносном смысле, хотя всякое бывает). Классический пример - Дарт Маул, разжевавший таким образом Куай-Гона. Увы, потом бедняга-ситх расслабился и решил проглотить Оби-вана, не жуя, за что и поплатился. Позже, форма была усовершенствована и названа Ваапад(от "Вау! Отпад!"). Владеющий ваападом практически непобедим. Лучший способ одолеть его - прикинуться другом, а потом внезапно отрубить руку. Классический пример - Мэйс Винду. 8. Дун моч. - А вот сейчас как дуну со всей мочи! И всех вас унесет! - частенько запугивали ситхи джедаев, а когда те вздрагивали от неожиданности, ситхи хохотали и дразнились: - Поверили! Поверили! Так эта форма боя и стала называться "Дун Моч". Джедаи жаловались, что дразниться непорядочно, и в знак протеста никогда не включали форму в общий список. Пример: граф Дуку, который не смотря на почтенный возраст, никогда не упускал возможность подразниться. Возразить ему достойно никто из джедаев не мог, и чтобы это безобразие, наконец, прекратилось, пришлось отрубить ему голову. Форма ноль. Ну, а те джедаи, про которых отчаявшиеся учителя говорили "он полный ноль в фехтовании!", постоянно утверждали, что решать проблемы надо словами, а не мечами. Успех у них тоже был нулевой, откуда и взялось название формы...

Ещё работа этого автора

47

Фэндом: Heroes of Might & Magic , Might & Magic (кроссовер) Пэйринг и персонажи: Арчибальд Айронфист , Крэг Хак , Адриэн , Катерина Грифонхарт , Дрэкон , Гэвин Магнус , Солмир ибн Вали Барад , Гело Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Размер: Макси - большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц."> Макси, 138 страниц, 5 частей Статус: закончен Метки: Показать спойлеры

Ну, как это обычно бывает: попал человек в мир меча и магии... Нет, не просто в мир меча и магии, а в мир той самой игры "Герои Меча и Магии". Тут бы и развернуться вовсю, пользуясь знаниями сюжета, но не тут-то было: нет у нашего попаданца ни магии, ни даже самого завалящего меча! И гениального ума или необходимых тут талантов, увы, тоже нет. И даже хорошее отношение королевы оборачивается только новыми проблемами...

Ещё по фэндому "Звездные Войны"

115

Фэндом: Звездные Войны Пэйринг и персонажи: Рей/Кайло Рен Рейтинг: PG-13 - фанфики, в которых могут быть описаны романтические отношения на уровне поцелуев и/или могут присутствовать намёки на насилие и другие тяжёлые моменты."> PG-13 Размер: Мини - маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20."> Мини, 3 страницы, 1 часть Статус: закончен

Давайте поговорим о сексуальных подтекстах в ТРОС. И снова: как это относится к тому, что Бен Соло вернётся.