Задания к кубикам никитина сложи узор. Чудо-кубики или развивающая игра никитиных "сложи узор"

Сложи узор (СУ)

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 12-, 3-, и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимую для конструкторской работы.

Как изготовить игру

Для игры нужно 16 деревянных кубиков размером 30×30×30 мм (можно 35 и 40). Если они оклеены бумагой, то уложите их в тазик и облейте кипятком. Через 30-40 секунд клей намокнет, и бумага будет легко отделяться. Чистые кубики разложите неплотно в один слой и поставьте на шкаф или на батарею отопления, чтобы они хорошо просохли. На следующий день их можно будет зачистить мелкой шкуркой (наждачная бумага) от остатков клея и бумаги и особенно старательно шероховатые торцовые грани. В наборах "Кубики-самоделки" они не оклеены бумагой, но зачистить их все равно надо.

Чистые кубики разметьте остро отточенным карандашом, проведя диагонали как можно точнее. Диагонали лежат на противоположных гранях, они параллельны, и их не следует помещать на торцах.

Порядок окраски показан на рис. 1:

передняя грань-белая (на рисунке показана прозрачной),

задняя грань - желтая,

правая грань - синяя,

левая грань - красная,

верхняя грань - желто-синяя,

нижняя грань - красно-белая.

Кубики лучше всего окрашивать нитрокрасками, они быстро сохнут (1-2 часа) и очень прочны. Только тона красок нужно выбирать чистые и такие, чтобы совпадали по оттенку с цветом узоров-заданий.

Технические масляные краски сохнут дольше (до 1-2 суток), а масляные художественные надо обязательно разжижать бесцветным масляным лаком (техническим), иначе высыхание их будет длиться месяцами.

Если кубики не удается окрасить, можно оклеить их цветной бумагой, но тогда качество и прочность будут несравненно ниже. Для кубиков нужна картонная коробка размером 125×125×30 мм с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в нее свободно, а крышка надевалась с небольшим трением. В такой коробке не только удобно держать и хранить кубики, но и складывать узоры серии В (из 16 кубиков).

Узоры-задания в книге сделаны в 1:6 натуральной величины, и для дошкольников их надо увеличить. Серию СУ-А лучше увеличивать до натуральной величины, чтобы малыш мог закрывать узор кубиками, а остальные - до 1:2 или как посчитают необходимым родители.

Делать их удобно на чертежной бумаге, на отдельных листах 100×100 мм или 100×150 мм (для длинных узоров). Сами узоры-задания можно нарисовать красками, но лучше наклеивать узор, вырезанный из цветной бумаги (метод аппликаций).

Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию.

Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждой серии или из ее частей можно сделать книжку-гармошку. Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1-2 лет. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) - резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

На рис. 2-8 вы можете сами выбирать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которыми малыш уже справляется, и видеть те, что еще "не покорились" ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров: "цветок", "пила", "лодка", но не обязательно сразу сообщать их ребенку. Для развития воображения ребенку можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Малыши предпочитают свои "имена" и, чтобы не забыть, их можно вписывать в книгу рядом с напечатанными.

Узоры - задания СУ

Серия СУ А

Серия СУ Б

Серия СУ В

Серия СУ Г

Серия СУ Г

Серия СУ Д

Мы начинаем играть

Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. У детей 1,5-2 лет развита способность копировать, "обезьянничать", они любят делать так, как старшие. Если я забиваю молотком гвозди, то и Люба, которой 1 год 3 месяца, тянет ручонку к молотку и говорит "Дям...дям" (дай!) до тех пор, пока я не дам и ей маленький деревянный или пластмассовый молоточек. Тогда она начинает стучать этим молоточком точь-в-точь как я, и даже порой по той же доске, по которой стучу я. А гвоздя она еще не просит, мелкие вещи, мелкие рисунки ее еще не привлекают. Вот эту особенность малыша - схватывать большое, главное, самое заметное и надо использовать.

Кроме того, надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол. Если вы на глазах малыша открыли крышку и - бух! - с грохотом высыпали на стол все кубики сразу так, что они разлетелись в стороны, а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет точно такое же "бух!" кубиков из коробки, а не складывание "поездов" или "башен" из них.

Мамы иногда даже жалуются: "Не знаю, что с Владиком делать. Любит только разбрасывать. Вот кубики разбросал и ушел, игрушки из ящика достает и разбрасывает по комнате. Не успеваю за ним убирать". А все дело в том, что ни папа, ни мама, ни воспитательница в детских яслях, куда ходит Владик, не задумывались над тем, ЧТО откладывается в памяти Владика, когда он впервые сталкивается со "способом обращения с кубиками" или с игрушками. А этот "способ разбрасывания" еще и закрепляется каждый раз, когда Владик сам разбрасывает что-нибудь, а мама ходит за ним и собирает. Поэтому мы стараемся не демонстрировать такие нежелательные способы обращения с кубиками. Я могу привести Любочку к уже лежащим в беспорядке кубикам и начинаю наводить порядок или достаю их из коробки аккуратно друг за другом и сразу строю из них "дорожку", или квадрат, или "поезд". Люба удивлена: хороший у папы складывается "синий поезд", а я, делая "Ту-ту...у!", двигаю его медленно к противоположному краю стола или коврика. И я не скрываю своей радости, если и у Любы получается "поезд" (пусть сначала и не совсем удачно) или Люба научилась находить красную грань на кубиках (именно пока только одну красную, и никакую другую) и укладывает в коробку все кубики красной гранью вверх, не уставая повторять: "Кась-кась" (т. е. красная). А если Любе удалось самой уложить даже последний кубик в коробку (полутора-двухгодовалому малышу это бывает еще очень трудно сделать), покачивая кубик из стороны в сторону и расталкивая для него место среди остальных, то... схватив дочурку подмышки, я подбрасываю ее к самому потолку и ловлю на лету. Эти полеты вверх Любочка обожает и поэтому тоже смеется, тоже довольна, и на следующий день, справившись снова с задачкой укладки всех кубиков красной гранью вверх, Люба уже сама, радостно сияя, идет ко мне, подняв ручонки и как бы говоря: "Папа, подбрось меня вверх, как вчера. Я ведь сложила все кубики в коробку и все кась-кась".

Но если малышу уже 3-4 года, он знает цвета и может найти нужную грань, и оценить красоту узора, то, прежде чем дать ему игру, выберите самый привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание серии В или Д и сложите заранее по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малыш вместе с вами полюбуется узором.

Как ты думаешь, мы научимся складывать такие же красивые узоры из кубиков?

Конечно, научимся, - не сомневается он.

Положите тогда узор "дорожка" СУ-А1 перед малышом и подумайте вслух:

Интересно, быстро ты с такой задачкой справишься или долго придется повозиться? Сложи из кубиков точно такого же цвета картинку!

Фу... чепуха! Вот и готово! - так храбро обычно отвечают большинство малышей, предполагая, что раз первая задача удалась легко, то и с другой будет так же.

Действительно, вторая и третья дорожки получаются еще быстрее, чем первая, и не страшно, если не совсем точно измерена длина. Правда, проверить точность длины легко, но подходите к этому деликатно. Допустим, что он вместо 4 кубиков взял 3.

Не кажется ли тебе, что дорожка получилась короче, чем на картинке? Давай сравним!

И лучше, если в этом случае малыш возьмет сразу всю "дорожку" из кубиков и накроет ею узор. Недостача одного кубика будет сразу видна, и он ее исправит.

Вот теперь получилось точно, без ошибки, - похвалите вы его. И так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать ростки именно здесь, в игре.

Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть, 5, а может быть, и 10 - все зависит от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и малыш, довольны и вы; значит, все в порядке.

Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра еще поиграем, - мягко предложите вы закончить, но... это пробный камень. Главное - как отнесется к предложению малыш. Если он расстроен и готов заплакать, потому что ему "хочется еще поиграть", уступите, покажите ребенку еще 1-2 узора. Если вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то он согласится с тем, что "завтра еще поиграем". Это наиболее удачный итог первой игры.

Неплохо, когда малыш сразу соглашается закончить игру, но при этом интересуется:

А завтра мы еще поиграем?

Обязательно найдите возможность поиграть и "завтра вечером", и послезавтра, и через 2-3 дня... Такая "волна" интереса к игре, когда малыш играет в кубики несколько дней подряд, например 5-7, наиболее удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться в игру, почувствовать какой-то интерес к ней. Во-вторых, малыш успеет пройти через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его "потолок" возможностей в данное время. В-третьих, вы за неделю можете научиться "чувствовать малыша" (если раньше вам не приходилось этого делать) в такой игре, где вы не можете ни объяснять, ни подсказывать, ни помогать, а только наблюдать за самостоятельным его движением и продвижением и создавать условия для него. А это умение - чувствовать малыша - очень важное умение для руководства развитием в любой области. Оно позволит вам "не пересаливать" с дозой игры, т. е. не доводить до пресыщения ею, а держать малыша чуть-чуть "впроголодь", и, значит, вовремя начинать и кончать ее. Кроме того, оно позволит узнать, когда "волна" интереса начинает спадать и, значит, наступила пора на некоторое время отложить - "забыть" игру.

Играем вчера, сегодня, завтра

Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении "вверх по лесенке" заданий. Допустим, что малыш первый раз сложил 8 узоров - 4 "дорожки" и 4 "квадрата" (СУ-А1 - СУ-А3). Давать ли на следующий день эти же самые 8 узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом "ледокола", т. е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй день можно дать несколько прежних узоров: 2-3 "дорожки", 1 "квадрат", а затем уже новые узоры-задания серии А - сколько малышу захочется.

Так, каждый раз "для разгона" надо сложить несколько прежних, уже покорившихся узоров, и только потом давать новые. Величину "разгона" тоже надо изменять. Если впереди трудный узор, например при переходе от одноцветных граней к двухцветным (этот период ощутим во всех 3 сериях А, Б, В), то "разбег" следует брать больше, а новых узоров давать меньше, вплоть до 1-2.

Вообще переход к составлению трудных узоров - пробный камень и для искусства старших играть с малышами, и испытание для самих детей. Легче всего преодолеть его - "забыть" о нем на месяц-два. После перерыва, с новыми силами и взяв "больший разгон", т. е. вернувшись к сравнительно легким узорам, малыш может почти сразу взять неприступный прежде узор.

Но возможен и другой вариант. Ване почти 3 года. У него никак не получаются "фонарики" (СУ-А9). Он пробует каждый раз их складывать, берет "разгон" и, ничего не добившись, говорит с огорчением: "Никак!" Иногда он просит: "Дай другой!" И я достаю ему по 1-2 узора из серии Б, которые Ване удаются (они из одноцветных граней). О Ваниной неудаче с "фонариками" уже знают не только папа с мамой, но и старшие братья и сестры. Они тоже иногда играют с Ваней, и с ними он одолел "пилу", которая "ела, ела дуб-дуб - поломала зуб-зуб" (так говорит Ваня, двигая "пилу" взад-вперед по столу), а "фонарики" никак не сдаются.

Скоро и "фонарики" у тебя получатся, - утешаем мы Ваню.

Ведь и "пила", и "елочка" тоже трудные, а ты их уже делаешь.

Так проходит несколько дней, и я уже подумываю, не следует ли забыть на время и "фонарики", и игру, как вдруг однажды вечером:

Папа! Папа! Иди скорее к нам! - влетела ко мне возбужденная 7-летняя Анюта. Схватила меня за руку и потащила за собой. А там, около сложенного на полу желтого "фонарика" прыгают от радости Ваня и 5-летняя Юля.

Уля, уля! (Ура!), - кричит Ваня.

Папа, ты запиши, что Ваня сам сложил "фонарик". - Сам, сам! - стараясь перекричать Ваню, подскочила Юля.

Конечно пришли посмотреть на Ванин "фонарик" и порадоваться и мама, и старшие братья-восьмиклассники. Анюта принесла тетрадку, где на светлой клеенчатой обложке написано печатными буквами: Иван - Ваня (такие тетрадки-дневники мы заводим каждому малышу), усадили папу на стул и успокоились только тогда, когда в Ванином дневнике папа сделал запись о "крупном успехе" Вани, а Анюта нарисовала там цветными карандашами желтый "фонарик".

Это событие, во-первых, подняло Ваню на новую "волну" увлечения игрой, а во-вторых, несколько дней подряд кубиками вновь занялись старшие его братья и сестренки и придумали для нашей игры более десяти новых интересных узоров-заданий. Такие удачи бывают не часто, и их надо ценить, уж очень хороший и полезный след оставляют они в жизни малыша.

Можно играть и самому

Когда игра для ребенка становится интересной, он сам просит: "Давай поиграем в кубики! Давай складывать узоры!", тогда можно подумать о том, чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но и поощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут дело не только в том, что высвободится время у взрослых, а в том, что, играя самостоятельно, ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности - в этом начало самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей.

Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи с кубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и для самого ребенка.

В нашей семье самостоятельно играют малыши с той поры, когда они в состоянии собрать после игры кубики в коробку и принести ее папе или маме.

Обычно мы не отказываем в просьбе малыша дать ему кубики, но интересуемся:

А какую серию узоров ты будешь складывать?

Серию Д, - отвечает тот не без гордости. Да и как не гордиться, если это самая трудная и сложная серия.

За успехами в продвижении малыша мы следим и, конечно, записываем все крупные достижения и победы в дневник: преодоление трудных узоров вроде "фонариков", "горки", "лодки", окончание одной из серий, складывание нового узора, какого еще ни у кого не было, победу в соревнованиях и т. п. Малыши чувствуют заинтересованность старших и в свою очередь сами стремятся сделать побольше узоров.

В развивающих играх нумерация и счет встречаются довольно часто, и дети, между прочим, могут рано их освоить и к 4-5 годам вполне осмысленно пользуются счетом до 50, 100 и даже дальше.

Узоры-задания серии Г мы даем детям с 2-3 лет. Если из азбуки и из цифр не делать тайны и считать букву О или А столь же обычными вещами, как мяч или стол, то и малышу будет невдомек, что между ними есть какая-то разница, и он запоминает их совсем так же, как все прочие слова. У нас в семье к 3 годам все семеро уже знали буквы и цифры, а с 3-4 лет начинали читать. Та легкость, с какой шло раннее усвоение букв, потом переносилось и на усвоение школьной программы.

Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям - самый простой вид работы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоить количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор, и наоборот. Малыши воспринимают такое изменение задания как узор нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету.

Можно соревноваться с другими

Когда есть несколько комплектов игры "Сложи узор", можно организовать соревнования. Их хорошо устраивать, если силы участников примерно равны, все знакомы с игрой, или те, кто мало знаком с нею, старше остальных по возрасту и если самих участников не меньше 3-4 человек. Каждому надо выбрать место за маленьким столиком, на стуле или на коврике так, чтобы оттуда всем был хорошо виден узор-задание, но чтобы играющие не могли друг к другу заглядывать. Кто-то из старших берет на себя роль судьи-ведущего, а второй - секретаря. Подбирают из имеющихся или готовят специально для соревнований 5-10 новых узоров возрастающей сложности (рисуют или наклеивают на белый фон вырезанные из цветной бумаги узоры-задания в крупном масштабе - 1:1 или 2:1). Секретарь готовит таблицу с именами участников и номерами заданий.

Таблица соревнований на быстроту
Имя Возраст Номера задания Сумма Место
5 10 14 18 23 25
Ваня 4 года 6 месяцев 3 1 2 2 3 3 14 II
Юля 5 лет 2 месяца 1 2 1 3 1 2 10 I
Аня 7 лет 1 месяц 5 4 3 1 2 1 16 III
Маша 8 лет 3 месяца 4 3 5 5 4 5 26 V
Дима 6 лет 9 месяцев 2 5 4 4 5 4 24 IV

Когда все рассядутся и достанут кубики, ведущий говорит: "Внимание! Начали!" - и ставит или лучше подвешивает на удобной высоте узор-задание № 5, а сам следит, кто первый сложит узор полностью и без ошибок.

Юля! - говорит он секретарю, когда видит, что Юля первая сложила узор. Секретарь в колонке 5 против имени Юли ставит "1", т. е. отмечает, что она сложила узор быстрее всех.

Дима! - и секретарь против имени Димы пишет цифру 2.

Ваня! - и секретарь пишет 3 в строке "Ваня".

Дальнейшее понятно из таблички. Кто быстрее других складывал узоры, у того наименьшая сумма и лучшее место в соревнованиях. Если малыши не могут справиться со всеми узорами, тогда быстроту выкладывания не обязательно считать решающим фактором. В этом случае лучше учитывать число узоров, с которыми малыш справился, и их трудность. Для этого берут узоры из всех 3 серий, и трудность каждого узора оценивается каким-то числом баллов, как, например, в следующей таблице.

Таблица соревнований на сложность
Имя Возраст Номера задания Сумма Место
А5 А10 А18 Б20 В6 В23
Ваня 4 года 6 месяцев 2 3 4 6 8 - 23 II
Юля 5 лет 2 месяца 2 3 4 6 8 10 33 I
Аня 7 лет 1 месяц 2 3 4 6 - - 15 III
Маша 8 лет 3 месяца 2 3 4 - - - 9 V
Дима 6 лет 9 месяцев 2 3 - 6 - - 11 IV

Тогда всем участникам ведущий дает одинаковое время на складывание, например 1 или 2 минуты, и ровно через 2 минуты снимает узор. А секретарь в табличке всем сложившим узор ставит его "цену", т. е. например за узор СУ-А5 - 2 балла, за СУ-А10 - 3 балла, а тем, кто его не сложил, ничего не ставит. В этом случае тот, кто сложит большее число узоров, наберет и большее число очков и, значит, опередит других.

Если малыши умеют уже считать, то подсчет баллов в соревновании можно поручить им самим. Но тогда ведущий должен запастись бумажными или картонными кружками с напечатанными или нарисованными на них цифрами, указывающими количество набранных очков или "цену" узоров. И тем, кто сложил узор А5, выдавать по кружку с цифрой 2, кто справился с узором А10, дать по кружку с цифрой 3 и т. д.

У кого сумма цифр на кружках будет большей - тот победил. Победителей можно и наградить, но так, чтобы побежденным было не обидно, а весело и чтобы в таких соревнованиях хотелось бы снова всем участвовать. Тут фантазии и творчеству папы с мамой большой простор.

А теперь узоры нарисуем

Еще до того, как малыш переключился на выполнение серии узоров Б и В, он может срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками, развивающий графические способности. Малышу надо научиться проводить карандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобно рисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои "первые открытия": увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые малыши сначала просто не обращают внимания, - линии слишком тонки, клетки мелки и потому мало заметны.

Правила игры здесь остаются прежними: от посильного, поддающегося выполнению задания к предельно сложному, требующему максимального напряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. У малышей процесс развития идет постепенно. И лучше, если не просто чертить, а и фантазировать при этом. Надо, например, провести карандашом линию по линейке в тетради; предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, кто умеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, "не падает в реку" и проходит по мостику.

Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание давайте ребенку в 2-3 раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать, когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когда предложить закончить игру. Узоры можно рисовать в разном масштабе - 1:1, 1:2, 1:4 и даже 1:5 (одна клетка равна грани кубика), и начинать надо с того, какой будет малышу по силам. Для рисования узоров дайте ребенку тетрадку в клетку, на обложке которой малыш может написать печатными буквами свое имя, если вы дадите ему образец.

Очень помогает процесс совершенствования в рисовании узоров игра "Внимание". Там надо сделать точную копию увиденной фигуры, буквы или цифры, а также узнать названия таких фигур, как "квадрат", "треугольник", "прямоугольник" и др.

Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнит подготовительные упражнения (рис. 9).

1. Кто сумеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по 2 точки, по 3 точки, по 4 и т. д. Малыш при этом не только учится рисовать точки, но и учится считать.

2. Кто сумеет ставить точки "на перекрестке" , т. е. на пересечении линеек? Задавать можно разное число точек - от 2 до 10, а в качестве контрольного упражнения - весь треугольник из точек, как на рисунке.

3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точно по линейке: длиною в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно по линейке; линию длиной в 1 клетку, в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку ? Кто нарисует 1 кружок, 2 кружка, 3 кружка и т. д.?

6. То же, но кружки расположить иначе (в "колонку").

7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку ? Кто нарисует квадрат со стороной в 2 клетки, в 3 клетки, в 4 клетки и т. д.?

8. Кто нарисует квадрат со стороной в 4 клетки и закрасит его цветным карандашом так, чтобы не выходить за контур?

9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки по диагонали

10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в 4 клетки на 4 равных квадрата и закрасить разными цветными карандашами?

Придумываем узоры сами

Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческими элементами, - составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной из серий. В нашей семье мы переходим к этому виду заданий, когда ребенок научится складывать почти все узоры серии В.

Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такие узоры можно считать достойными внимания. Малыши гордятся, когда удается им сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики - и узора больше нет. Так появился у нас "Зоопарк" - серия СУ-Д, где почти все узоры придумали дети.

Из придуманных ребенком узоров можно сделать целую серию и назвать ее именем малыша. Ничего, если в ней только 5 или 10 узоров, их тоже можно нарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можно наклеить, вырезав узор из цветной гуммированной бумаги.

Такую серию узоров в пакете, украшенном собственным орнаментом, малыш может, например, подарить маме в день ее или своего рождения.

Так сложилось у нас в семье: каждый в день своего рождения дарит маме что-нибудь сделанное своими руками. Ведь несправедливо, когда в этот день все вспоминают только о новорожденном: поздравляют - его, подарки - ему, праздник - ради него, а о маме, которая в этот день подарила ему жизнь, как-то забывают. В такой день для мамы самым дорогим подарком будет то, где все свое - и идея узора, и исполнение его: "Смотри, мама, - я расту, я уже многое умею!"

Шахтерское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа № 10 «Сокол» управления образования администрации города Шахтерска

Художественно – дидактические игры и упражнения

на занятиях по изобразительной деятельности.

Воспитатель-методист:

Супрунова С. В.

Упражнение «Украсим елочку»

Цель : развивать наблюдательность, совершенствовать, навыки рисования с натуры.

Материал: три больших листа бумаги с изображением неукрашенных елочек, набор елочных украшений несложных форм (шар, фонарик, сосулька)

Ход игры

Группа распределяется на три команды. Каждая команда получает одинаковый набор игрушек. Перед каждой командой на доске висит изображение елочки. По команде воспитателя «украшаем елочку», дети по очереди подходят к полотну и вешают свою игрушку. Каждый участник должен «повесить» (нарисовать) игрушку на елочке своей команды. Рисунок выполняется красками. Побеждает та команда, которая быстрее и красивее украсит елочку.

Упражнение «Волшебные краски»

Цель: закрепить знания детей о трех основных цветах (красный, желтый, синий) и получения от них других (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Научить получать цвета, смешивая основные цвета на палитре, заполнять поверхность ровным прозрачным ярким слоем в пределах изображенного контура.

Материал: набор из карточек на каждого ребенка с изображением трех шариков, две из которых (крайние) окрашены в основные цвета, а третья – не закрашена.

Вариант 2

Беседа о волшебном мире красок. Дети раскрашивают свои шарики. При этом проводят эксперименты: накладывают один на один два цвета, например, желтый и синий, и видят. Что образовался зеленый. Пробуют на палитре, а потом раскрашивают шарик на карте задания.

Упражнение «Составь натюрморт»

Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету.

Дети получают наборы шаблонов – предметов для своего натюрморта. Внимательно рассматривают их, анализируют. Выкладывают натюрморт. Выделяют в натюрморте главное – композиционный центр – и группируют возле него остальные предметы. В конце упражнения делают вывод.

Дидактическая игра «Какого цвета»

Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку по дорожке по направления стрелки на столько клеточек, сколько точек выпало на кубике. Остановившись, игрок открывает один из квадратиков и смотрит, может ли он раскрасить растение таким цветом. Если может. Раскрашивает и оставляет квадратик у себя. Каждый ребенок делает ход по очереди. Игра заканчивается, когда участники дойдут до конца дорожки. Выигрывает тот, у кого до конца игры будет больше квадратиков.

Дидактическая игра « Дорисуй предмет»

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. Учить дорисовывать часть предмета по представлению, создавая образ.

Материал: карточки с недорисованными предметами.

Ход игры

Детям раздаются карточки с недорисованными предметами. Ребенок должен представить предмет и передать его изображение на карточке.

Дидактическая игра «Сложи узор»

Цель: развивать фантазию, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность, интерес к народному творчеству. Упражнять детей в составлении узора из отдельных элементов, закрепить знания детей о декоративной росписи.

Оборудование: картинки с изображением посуды. Конверт с элементами разных росписей.

Ход игры

Ребенку дается карточка с изображением посуды или игрушки и конверт с элементами разных росписей (хохлома, дымка, гжель, жестово). Воспитатель предлагает ребенку украсить какой-то росписью предмет. Ребенок ищет элементы данной росписи и размещает их на предмете.

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

Цель: развивать творческие способности у детей, композиционные способности составлять рисунок. Воспитывать старательность, аккуратность в работе. Закрепить умение создавать рисунок при помощи новых приемов рисования, правильно размещая их на листе бумаги.

Материал: волшебный сундучок с разными предметами: зубная щетка, зеркало, штампы, свечка, нитки, карандаш, кисточка, краски, смятая бумага.

Ход игры

Фея приносит волшебный сундучок с разными предметами (зубная щетка. Кисточка, карандаш, штампы, свечка и т.д.) Детям предлагается выбрать один из предметов и составить рисунок.

Дидактическая игра «Представь и нарисуй»

Цель: развивать творческие способности, фантазию у детей. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в работе. Упражнять детей в умении изображать предмет в соответствии и с формой и темой.

Материал: карточки с изображением разных геометрических фигур на соответствующем фоне.

Ход игры

Детям предлагаются карточки с изображением разных геометрических фигур на соответствующем фоне.

Голубой – город.

Фиолетовый – космос.

Синий фон – подводный мир.

Зеленый фон – лес.

Дети должны представить объекты, которые относятся к данной теме, сопоставить с геометрической формой и нарисовать его.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Давно я не появлялась пред ваши ясные очи, хотя сама следила с интересом за блого-творчеством своих коллег. Оправданием мне является ремонт, проходивший у нас в ДОУ, причем, как это водится, мы выступали активными участниками этого ремонта. Было тяжело, но это тоже опыт - теперь для меня не проблема зашпаТлевать стену, покрасить её и даже застелить линолеум. Кто бы дома еще сделал мне ремонт? Т.к. сил на домашний ремонт после садиковского уже не осталось.

Параллельно с этим, я приняла участие в краевом этапе VIII всероссийского конкурса психолого-педагогических программ "Новые технологии для "Новой школы". Участвовала я там со своей коррекционно-развивающей программой "Чудо кубики" для детей старшего дошкольного возраста.


Данная программа предназначена для развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей. Программа включает в себя курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей моторики, внимания, памяти, воображения, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, а также содержит методические указания по проведению этих занятий. Занятия проводятся с использованием развивающей игры «Сложи узор» (изготовитель ООО «Корвет») и альбомов заданий «Чудо-кубики для игры «Сложи узор» и «Чудо-кубики 2 для игры «Сложи узор» издательства ООО «Корвет».

«Сложи узор» - одна из популярнейших в нашей стране развивающих игр, описана в системе развития и воспитания детей дошкольного возраста супругами Никитиными. Именно эта развивающая игра легла в основу занятий по данной программе.

Почему я начала работать с этим материалом? Началось всё случайно. Дело в том, что когда я пришла работать в сад, то кабинет в плане пособий был практически "голым". Было только очень много наборов "Блоков Дьенеша" (о них в другой раз) и "Сложи узор". С чего-то надо начинать - начала осваивать данный материал. Так родилась программа, рассчитанная на два года обучения - для детей старшей и подготовительной группы, хотя отдельные задания из первого года обучения вполне могут освоить дети средней группы.

Занятия с кубиками детям очень нравятся, причем они быстро научаются видеть перспективу и развивают зрительное восприятие - если вначале дети воспринимают их лишь как кубики, и могут только строить из них "башни", то затем они понимают, что с помощью разноцветных граней можно создавать узоры и изображения.


Занятие "Мишутка в заколдованном городе". (первый год обучения)

Цели:

1. Развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, воображения.

3. Совершенствование навыков общения.

4. Расширение словарного запаса.

Оборудование : мягкая игрушка Мишка, набор кубиков «Сложи узор» на каждого ребенка, листы с заданием №11 из альбома «Чудо-кубики. Сложи узор», небольшой фонарик.

Ход занятия:

Психолог приветствует детей и достает мягкую игрушку. «… хочет с вами поздороваться». Дети передают мягкую игрушку по кругу, здороваются и называют друг друга ласковым именем. Начинает психолог: « Здравствуй, Машенька!» , передает мягкую игрушку Маше. Игрушка «приветствует всех детей по очереди», говорит им ласковые слова. Дети рассаживаются.

Пальчиковая гимнастика «Ёлка»

Детям раздаются листы с заданиями.

П.: Ребята, наш Мишутка-путешественник забрел в заколдованный город. В этом городе все замерло, даже деревья не растут. Но у Мишутки есть чудо-фонарь, а у вас есть чудо-кубики, поэтому, вы с Мишуткой можете расколдовать этот город. Для этого вам надо сложить из кубиков вот такие синие ели на нашем рисунке. Посмотрите внимательно, какие стороны у кубиков вам понадобятся для постройки елей?

Д.: сине-желтые.

П.: Верно. Каждый ряд у елочки состоит из двух сине-желтых кубиков. А еще вам нужно сделать дорожку для Мишутки. Какого она будет цвета?

Д. : Желтого.

П.: Верно. Будьте внимательны. Приступайте.

Дети выполняют задание.

П.: Ребята, вы молодцы, вы расколдовали город вместе с Мишуткой. Все кругом ожило. Помогите второй елочке вырасти такой же высокой, как и первая. Дорожку из кубиков можете убрать.

Дети выполняют задание.

П.: Молодцы! А теперь приготовили пальчики, будем делать из них елочку.

П.: Убирайте кубики в коробочки. Можете составить узор.

П.: А теперь мы с вами попадем в тот самый заколдованный город. Вы замрете в разных позах и закроете глаза. Я буду вас будить, а вы не просыпаетесь, пока я не скажу волшебные слова и не освещу вас волшебным фонариком.

Этюд-игра, психогимнастика: «Заколдованный город»

В комнату входит ведущий и видит:

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный стоит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскрывши рот.

Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руку и тормоша, но все бесполезно: дети не просыпаются. Тогда ведущий говорит «волшебные слова»:

Бим-бом, бим-бом,

Посвечу я фонарем.

Потянуться, улыбнуться,

Наконец, пора проснуться!

И освещает детей по очереди фонариком. Затем ведущего можно поменять.

Прощание. Аплодисменты.


Занятие 8. «Птичка»

Цели:

1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие зрительного восприятия, механизмов анализа и синтеза.

4. Совершенствование навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

5. Снятие психического напряжения.

Оборудование: Мягкая игрушка Ёжик, листы с заданиями «Птичка» №5 из альбома «Чудо кубики 2 для игры «Сложи узор» для каждого ребенка, развивающая игра «Сложи узор» на каждого ребенка, массажные мячи, тетради и простые карандаши для графического диктанта, цветные карандаши.

Ход занятия: Психолог приветствует детей и достает мягкую игрушку. «Ёжик хочет с вами поздороваться». Дети передают мягкую игрушку по кругу, здороваются и называют друг друга ласковым именем. Начинает психолог: « Здравствуй, Машенька!» , передает мягкую игрушку Маше. Игрушка «приветствует всех детей по очереди», говорит им ласковые слова. Дети рассаживаются.

Самомассаж : потягивания, растирания ладоней («ручки замерзли»), растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев («расческа»), легкие постукивания пальчиками одной руки по ладони другой («прыгают зайчики»), одну ручку в кулачок – постукивание по ладони другой («мишка ходит»).

Массаж с массажными мячами: «Игра с ёжиком» (см. предыдущие занятия) (жалеем ёжика – гладим, трем бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом)

Детям раздаются листы с заданиями.

Ребята, сегодня к Ёжику прилетела в гости птичка. Её мы будем делать из чудо-кубиков. Какие стороны нам понадобятся?

Дети выполняют задание.

И для начала нам об этой игре расскажет сам автор — многоуважаемый Борис Павлович Никитин. Я хочу опубликовать отрывок из его книги «Ступеньки творчества или Развивающие игры».

Итак, «Сложи узор».

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье — придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

Игра «Сложи узор» в фанерной коробке (производства Питерской фирмы «Оксва»)

Как изготовить игру

Приготовьте 16 деревянных кубиков размером 30Х30Х30 мм (можно 35 и 40 мм). Если они оклеены бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы «Кубики-самоделки», специально предназначенные для склеивания или окраски.

Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке: передняя грань — белая (на рисунке показана прозрачной), задняя грань — желтая, правая грань — синяя, левая грань — красная, верхняя грань —
желто-синяя, нижняя грань — красно-белая (линии раздела идут по диагонали и параллельны).

Кубики можно окрасить масляными красками или нитрокрасками. Такие кубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже не безразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку с цветом узоров-заданий.

Если будете окрашивать кубики сами, то размер их может быть любой — 35Х35Х35 мм и 40х40х40 мм.

Для кубиков надо подобрать или склеить из картона квадратную коробку размером 125Х125Х30 мм, с крышкой. Проследите, чтобы кубики входили в нее свободно. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складывать узоры серии В до натуральной величины, чтобы кубиками можно было закрывать узор. Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию. Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то из каждой серии можно сделать книжку-гармошку.

Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам начиная с 1 — 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) — резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

«Схема» изготовления кубика для игры «Сложи узор». Все кубики в игре — одинаковые

Еще одна развивающая игра, предложенная Б.П. Никитиным в его книге "Ступеньки творчества или развивающие игры". Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Еще одна развивающая игра, предложенная Б.П. Никитиным в его книге "Ступеньки творчества или развивающие игры". Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Одна грань - красная, вторая - синяя, третья - белая, четвертая - желтая, пятая и шестая - двуцветные, красно-белая и желто-синяя. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.

Как изготовить игру

Проще всего купить уже готовые кубики в интернет магазине игрушек , их часто можно встретить в разделе " ". Но гораздо интереснее изготовить игрушку самому, вернее, вместе с детьми.

Приготовьте 16 деревянных кубиков размером 30x30x30 мм (можно 25 и 40 мм). Если они оклеены бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы "Кубики-самоделки", специально предназначенные для склеивания или окраски. Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке:

передняя грань - белая (на рисунке показана прозрачной),

задняя грань - желтая,

правая грань - синяя,

левая грань - красная,

верхняя грань - желто-синяя,

нижняя грань - красно-белая

(линии раздела идут по диагонали и параллельны).

Кубики можно окрасить масляными красками или нитрокрасками. Такие кубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже не безразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку с цветом узоров-заданий.

Мы купили в магазине набор пластмассовых заготовок для этой игры. Нам оставалось только склеить детальки. Ну и, конечно, самим сделать карточки-задания.

Для кубиков надо подобрать или склеить из картона квадратную коробку. Размер коробки зависит от размера кубиков. У нас это 25 мм, поэтому и коробка со стороной в 10 см и высотой в 2,5см. Если у Вас кубики с гранью в 30мм, коробка должна иметь размер 125x125x30 мм -плюс 5 мм на свободное размещение. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складывать узоры серии В до натуральной величины, чтобы кубиками можно было закрывать узор. Отдельные серии заданий можно разложить по пакетам из плотной бумаги с наклеенными или нарисованными большими буквами А, Б, В, Г, Д, обозначающими серию. Если вы хотите, чтобы порядок заданий не нарушался, то накаждой карточке на тыльной стороне можно написать серию и номер, а так же название узора.

Серия карточек СУ А

Дорожка Дорожка Квадрат Квадрат Квадрат Квадрат
Квадрат Квадрат Квадрат Цветок Ступеньки Крест
Пила Фонарик Фонарик Елочка Бабочка Лодка
Дом Конфета Бантик Горка Фонарик Гусь
Паркет Крюк Лесенка Молния

Вот образцы выполненных заданий:

Самые простые узоры-задания серии А складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам начиная с 1 - 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) - резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.

На рисунках вы можете выбрать эту последовательность, зная возможности своего ребенка по предыдущим играм. На этих рисунках узоры-задания приведены в уменьшенном масштабе. По этим рисункам можно установить, какой из узоров потерян, и приготовить новый. На них можно отмечать те задания, с которы ми малыш уже справляется, и видеть те, что еще "не покорились" ему. На этих же рисунках даны некоторые названия узоров:

"цветок", "пила", "лодка", но не обязательно сразу сообщать их ребенку. С целью развития воображения ребенка можно показать узор-задание, сложить узор из кубиков и предложить малышу подумать, на что похож этот узор. Дети нередко предпочитают свои "имена".